Ложь — это сообщение (о чем-либо), которое противоречит действительности и не важно, было оно сделано умышленно или по незнанию (Имам ан-Навави).
Нет сомнения в том, что грех за ложь, возводимую на Аллаха и его Посланника, гораздо больше, тяжелее и сквернее, чем за ложь, возводимую на кого-либо другого.
Всевышний Аллах сказал: «Кто более несправедлив, чем тот, кто возводит на Аллаха ложь, чтобы сбить людей (с пути истины), ничего не ведая (о том, что говорит). Воистину Аллах не ведет прямым путем нечестивых» (сура «Скот», аят 144).
Сообщается, что Салям бин аль-Акуа сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто скажет про меня то, чего я не говорил, пусть подыскивает себе место в огне». В версии же Муслима: «Тот, кто передает от моего имени какое-либо сообщение, зная, что это ложь, будет одним из лжецов». Несомненно, навет на Посланника Аллаха является большим, смертным грехом, потому что по сути своей является наветом на самого Аллаха.
Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: «Достаточно человеку лжи того, что он рассказывает обо всем, что слышит». Передают со слов Абдуллы бин Масуда, что он сказал: «Если ты будешь рассказывать людям то, чего они не понимают, то обязательно подвергнешь некоторых из них искушению».
В длинном хадисе, переданном Самурата бин Джундуб, рассказывается о видении Пророка и его словах:
«Но сегодня ночью я видел двух мужчин, которые взяли меня за руки и вывели на священную землю. И вдруг я увидел сидящего мужчину, а рядом с ним стоял другой с крюком в руке, которым он брал его за край рта и растягивал ему рот, пока не достигал затылка, затем проделывал тоже самое с другой стороны рта. В это время растянутая сторона принимала свое прежнее положение, тогда он снова возвращался к ней и проделывал то же самое…» В конце этого хадиса говорится, что Пророк сказал: « Я сказал им, вы водили меня этой ночью, так растолкуйте мне то, что я видел. Они сказали: «Тот, которому растягивают рот, это лжец, говорит какую-либо ложь, и ее берут от него, пока она не распространилась повсюду, и то, что ты видел, будет проделываться с ним до судного дня».
Передает Умму Кульсум дочь Укбата, что она слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Не является лжецом тот, кто примиряет людей, приумножая благо, или тот, кто говорит благое». В версии Муслима, также от Уммы Кульсум: «Я не слышала, чтобы он разрешал ложь в разговорах людей, кроме как в трех случаях: во время ведения войны, для примирения людей и в беседе мужчины со своей женой и в беседе жены со своим мужем».
Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис открыто указывает на то, что в благих целях дозволяется некоторая ложь. И ученые точно определили, что дозволено из лжи. Имам Абу Хамид аль-Газали сказал: «Речь является средством достижения целей». И когда благую цель можно достичь при помощи правды и с помощью лжи, то нельзя использовать ложь, так как нет в ней нужды. Но если благую цель можно достичь только при помощи лжи и невозможно с помощью правды, то ложь в этом случае допускается, если достижение этой цели дозволено в религии и является обязательным.
А если тебя спросили о мусульманине, который укрывается от тирана, преследующего его, то ты обязан солгать, чтобы спасти ему жизнь. Также, если у тебя на хранении находится имущество другого человека и тиран спросил тебя об этом имуществе, чтобы присвоить его, то ты обязан солгать, чтобы сохранить его. Даже если тебя попросят поклясться, то ты должен сделать это, стараясь дать двусмысленную клятву, чтобы избежать лжи. Двусмысленным ответом (таурия) или клятвой называют такие слова и выражения, которые можно понимать по-разному (неоднозначно), когда человек говорит одно, а имеет в виду совершенно другое, не то, что понимают из его слов другие. И человек, решивший использовать ложь для благой цели, должен хорошо взвесить, от чего будет больше вреда: от правды или лжи? И если правда принесет больше вреда, то он может солгать, но если последствия лжи будут хуже, чем правды, то ложь в этом случае запретна.
Ибн Каийм привел некоторые случаи, когда ученые использовали двусмысленные ответы, во избежание опасности. Передают, что Умар ибн Хаттаб сказал: «Поистине в речи, имеющей несколько смыслов, есть то, что избавит человека от лжи». Передают, что ибн Аббас сказал: «Двусмысленная речь радует меня больше, чем красные верблюды (лучшие верблюды)». У некоторых ученых были слова, с помощью которых они избегали наказания и испытания. И Посланник Аллаха встретил однажды отряд многобожников, будучи в сопровождении некоторых своих сподвижников. И они спросили, из какого вы племени? На что Посланник Аллаха ответил: «Мы из Маа (Вода)». Тогда они посмотрели друг на друга и сказали: «Йеменских племен много, может быть, они из одного из них», затем ушли. Посланник Аллаха говоря «мы из воды», имел в виду слова Всевышнего Аллаха: «Пусть же посмотрит человек, из чего он создан. Создан из воды изливающейся».
Во всяком случае, где бы ни был мусульманин, он всегда должен помнить, что он приверженец истины, а истина не нуждается во лжи. Поэтому его всегда будет вести хадис, переданный от Абдуллы ибн Масуда, в котором Пророк сказал: «Поистине правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю. И человек продолжает говорить правду, пока его не запишут у Аллаха среди правдивых! И поистине ложь приводит к греховности, а греховность приводит к Аду. И человек продолжает говорить ложь, пока его не запишут у Аллаха среди лжецов!» Хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.
Подготовлено специально для "Инфо-Ислам"