Слово «масджид» - мечеть произошло от слова «земной поклон» - «суджуд». Масджид является символом исламского монотеизма и единства мусульманской уммы. Когда из мечети звучит призыв к молитве, община должна собираться на общую молитву. К сожалению, у многих бытует мнение о мечетях как о музеях: мы рассматриваем красоту, стиль, качество евроремонта, богатую мебель и так увлекаемся красотой, что забываем о главном: что мы, придя в мечеть, пришли в гости к самому Господу, ибо мечеть не зря называется домом Аллаха.
Искушение красотой
К сожалению, у многих бытует мнение о мечетях как о музеях: мы рассматриваем красоту, стиль, качество евроремонта, богатую мебель и так увлекаемся красотой, что забываем о главном: что мы, придя в мечеть, пришли в гости к самому Господу, ибо мечеть не зря называется домом Аллаха. Я бы не хотел сейчас поднимать вопрос об украшении мечетей и дозволенности этого, просто хочу рассказать о том, как мы с вами должны вести себя в ней. Я хочу обратиться к каждому мусульманину, кто себя таковым считает.
Слово мечеть – «масджид» – с арабского языка переводится как "место для поклонения”. Таким образом, мечеть – это место повиновения нашему Создателю, покорности Ему и Его канонам. Мусульманин в мечети ощущает себя рабом перед Аллахом и понимает, что ближе места к Аллаху, кроме этих мечетей, нет! Мечеть – это место чтения Корана, поминания Аллаха, совместной молитвы. Посещение мечети для любопытства или для проведения своего досуга – такие намерения нарушают суть мечети! Это касается и собраний, не затрагивающих религиозные темы или не решающих общественные дела мусульман.
Теряя «саваб»
Громко разговаривать в мечетях порицалось со времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, сподвижники строго следили
за своим поведением в мечетях. Бывало и так, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, во время пророка сидели так смиренно, что птицы садились на их головы.
Можно вспомнить историю о том, как Абу Джахль хотел помешать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, совершить молитву. По этому поводу даже были ниспосланы аяты, рассказывающие о наказании, которые Абу Джахль заслужил за свой поступок. Как быстро мусульмане забыли об этой истории: кто из нас не слышал смех или разговор своих братьев в то время как он смиренно молился? А сколько драгоценного времени у нас в мечети тратится на пустословие?!
Разговор на «чистоту»
Забота о чистоте в мечети – одна из важных тем, которая требует внимания. Все мы знаем изречение о чистоте, что она является половиной веры. Поэтому мы должны четко представлять, что чистота мечетей – показатель нашей веры. Если учитывать и тот факт, что мечети убираются специальным персоналом, то осквернение их – греховное дело! Как же пророк реагировал на грязь в мечети? Однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, увидев плевок в мечети, протер его и обратился к сподвижникам, сказав: "Легче было бы плюнуть себе в лицо!”( Асхабус-сунан). В другом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "В Судный день этот человек придет, и этот плевок будет на его лице.” (Сахих Ибн Хиббан 4/517). Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне были показаны самые лучшие и самые худшие поступки моей общины: самый лучший поступок – убирание камня с дороги, самый худший – плевок в мечети”. Сахих Муслим №553. Под понятием "плевка” понимается любой мусор, оставленный в мечети. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говоря эти слова, хотел подчеркнуть, что сорить – это не уважать дом Аллаха и мусульман. Более того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда приказывал содержать мечети в чистоте и умащать их благовониями. Даже дворы мечети входят в это законоположение. Поэтому Ибн Аббас считал "игтикяф”- пребывание в мечети в последние дни месяца Рамадан – во дворе мечети действительным.
Еще один факт, свидетельствующий о важности мечети в жизни мусульманина, отражен в хадисе, где сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращаясь с поездки, прежде, чем войти домой, заходил в мечеть и прочитывал два ракагата молитвы. (Сахих Муслим № 2769; Сахих аль-Бухари № 4418).
Стремясь к вознаграждению
Мечети – дома Аллаха, место милости, где Всевышний дарует каждому посетителю множество благ, к которым, увы, люди относятся невнимательно.
Во-первых, обязательная молитва, выполненная в мечети, считается лучшей. Так как проводится совместная молитва, которая служит оживлением традиций и основ ислама: в мечети поминается имя Всевышнего и читается Коран.
Во-вторых, вознаграждение за молитву и поклонение в мечети намного выше, чем в другом месте.
В-третьих, вознаграждение за посещение мечети и возвращения оттуда такое же, как за нахождение и поклонение там. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Убайю ибн Кягбу: "Поистине, Всевышний Аллах воздал тебе за все полностью” (Муслим № 663).
В-четвертых, ангелы просят прощения за того человека, который посещает мечети. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "...когда человек входит в мечеть и пребывает до начала молитвы, ангелы взывают за него к Аллаху: "О Аллах, прости его, смилуйся над ним, прими его покаяние” (аль-Бухари №477; Муслим № 661)
Какова польза от посещения мечети?
Проанализировав все изречения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно мечети, можно выделить следующие аспекты:
- каждый шаг идущего в мечеть вознаграждается, так, за шаг правой ногой человек получает вознаграждение, а за шаг левой – прощение греха. Доказательством этому является изречение, приводимое Абу Даудом (563);
- побуждает к коллективности мусульман;
- в совместной молитве уменьшаются наущения сатаны;
- стояние за имамом приучает человека к подчинению;
- человек теряет качество лицемера, более того, соблюдение первого такбира совместно служит защитой от лицемерия ( ат-Тирмизи №241);
- молитва всех может быть принята из-за одного праведного человека среди молящихся;
- встреча с мусульманами в мечети побуждает делать и другие поклонения: приветствие, рукопожатие, получение знаний, решение религиозных вопросов, обсуждение проблем мусульман;
- человек, приходя в мечети – сохраняет свою религию и ее постулаты;
- в совместной молитве молящиеся друг за друга просят прощение у Аллаха;
- в совместной молитве становятся обязательными дополнительные действия, которые не обязан совершать один молящийся (например, имам должен читать в слух кыраат и такбиры);
- ниспосылаются ангелы и накрывают молящихся своими крыльями ( Муслим №2661);
- соблюдение ночных и утренних молитв в мечети вознаграждается такой же наградой, как за выстаивание молитвы всю ночь;
- совершение молитвы человеком в мечети будет более предпочтительнее и любимее Аллахом, чем совершение ее дома;
- после возвращения из путешествия желательно совершить молитву в ближайшей мечети, чем дома. Как передает Ка‘б ибн Малик, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался из путешествия, заходил в мечеть и совершал молитву в два рака‘ата (Бухари, 4418);
- ходьба в мечеть является вознаграждаемым действием. Свидетельством тому является изречение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором сказано: «Тот, кто пойдет в мечеть утром или вечером, тому в это время Аллах будет готовить его место в Раю» (Бухари, 662);.
- человек, поспешивший в мечеть для совершения коллективной молитвы, но опоздавший на нее, получает вознаграждение, равное прочтению молитвы с коллективом;
- ожидание молитвы служит причиной для того, что ангелы просят прощения и милости у Аллаха.
- мечети являются самыми любимыми местами перед Аллахом;
- молящийся в коллективной молитве совершает меньше ошибок, следовательно, получает больше вознаграждения;
- коллективная молитва схожа с пятничной молитвой, а пятничная молитва является самой лучшей молитвой;
- при совершении коллективной молитвы, человек приучает себя к совершению молитв в самое лучшее время (чтение молитвы сразу после наступления ее времени);
- при совершении коллективной молитвы выявляются возможные ошибки при ее совершении, что способствует обучению правильному исполнению молитвы;
- благодати и принятию мольбы Аллахом сопутствует коллектив;
- мольбы одного человека ограничены его желаниями и потребностями, а желания и потребности большого количества людей многочисленны и разнообразны, и если их мольбы будут приняты Аллахом, то удовлетворение просьб и желаний будет касаться всех и каждого.
Абдуссабур Хайрутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus