В жизни бывают разные события, разные ситуации, которые требуют незамедлительного решения, особо это важно в тот момент, когда человеку необходимо доказать что-то другому, либо защитить себя, либо сохранить свою честь. Клятва в этом случае помогает человеку, если, конечно, человек правдив в своей клятве.
Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также клялся. Это вы можете увидеть, прочитав некоторые хадисы. В основном он, да благословит его Аллах и приветствует, клялся, произнося ее в следующей форме: «клянусь Тем, кто распоряжается человеческими душами!» или «…Тем, в чей длани моя душа».
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, хотел поклясться, то говорил: «Нет, клянусь Тем, кто распоряжается человеческими душами!»
Как правило, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клялся в ходе какого-то изречения, чтобы придать важность тому, о чем он говорит.
В исламе существует 3 вида клятв: йамину-ль-гамус (ложная клятва), йамину-ль-лягв (пустая клятва), йамину-ль-мунакыда (действительная клятва).
Нужно иметь в виду, что клятвы «клянусь здоровьем своей матери» или «клянусь своей жизнью» и т.п. в исламе запрещены, поскольку своими творениями может клясться только Всевышний, и поэтому ни один мусульманин не может клясться чем-либо, кроме Аллаха, поскольку Он является его Создателем. Аллах же клянется Своими созданиями: звездами, солнцем, луной и т.д. Мусульманин клянется только Аллахом.
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, догнал группу всадников, в которой находилось около десяти человек. Среди них был ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который в это время поклялся своим отцом. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к ним и сказал: «Послушайте! Воистину, Аллах запретил вам клясться своими отцами. Кто хочет поклясться, пусть клянется Аллахом или молчит!»
Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не клянитесь своими отцами или матерями и не клянитесь теми, кого приравнивают к Аллаху, а когда клянетесь Аллахом, говорите только правду».
Йамину-ль-гамус (ложная клятва) – клятва, которую совершает человек, и человек этот знает о том, что он произносит ложную клятву. Делает он это из-за того, что хочет достичь чего-то, либо уйти от наказания, значения не имеет. Ложная клятва, или даже заведомо ложная клятва, является большим грехом. По мнению некоторых исламских ученых, ложная клятва может выводить из ислама. Если человек совершил ложную клятву, он должен раскаяться и просить прощения у Аллаха, поскольку ложной клятвой человек в какой-то степени занижает величие Всевышнего.
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха! Какой из грехов является самым тяжким?» Он сказал: «Приобщение сотоварищей к Аллаху». Бедуин спросил: «А затем какой?» Он сказал: «Непослушание родителям». Бедуин спросил: «А затем какой?» Он сказал: «Вероломная клятва». В это время ‘Абдуллах спросил: «А что такое вероломная клятва?» Он сказал: «Это – ложная клятва, благодаря которой человек присваивает себе имущество другого мусульманина». (Бухари).
Йамину-ль-лягв (пустая клятва) – используется в большинстве случаев среди арабов, это своеобразное использование клятвы для связки слов. Эта клятва не подразумевает клятвы как таковой, и нет намерения для ее произнесения. В наших краях этот вид клятвы не распространен.
Всевышний Аллах сказал: «Всевышнего “Аллах не взыскивает с вас за неумышленные клятвы…” (5:89). потеря текста?
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что высказывание Всевышнего “Аллах не взыскивает с вас за неумышленные клятвы…” (5:89) было ниспослано по поводу людей, которые часто говорят: «Клянусь Аллахом, нет! Клянусь Аллахом, да!»
Йамину-ль-мунакыда (действительная клятва) – это клятва, произнесенная при соблюдении всех необходимых условий. Клятву должен произносить полностью дееспособный человек. Поэтому клятва, произнесенная ребенком или сумасшедшим, не будет действительной. При нарушении клятвы нужно совершить искупительные действия. Например, если человек сказал: «Клянусь Аллахом, я не буду делать этого», но он это сделал, то он должен будет совершить трехдневный непрерывный пост.
Передают, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Искупить нарушенный обет можно так, как искупают клятвопреступление».
Нарушенный обет и нарушенную клятву искупают одинаково – 3 дня поста.
Нужно сделать небольшое примечание: если человек поклялся Аллахом и добавил к этому: «Если на то была воля Аллаха» (ин ша Аллах), то это клятвой не будет. Если она будет нарушена, то искупления за нее совершать не нужно.
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поклялся сделать что-нибудь и сказал: “…если на то будет воля Аллаха”, то он не совершит клятвопреступление, если нарушит клятву». ( Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
Нежелательно делать из клятвы нечто обыденное и клясться по любому незначительному поводу. Это, можно сказать, последняя инстанция и последний аргумент, когда все другие аргументы уже исчерпаны.
Абдуссабур Хайрутдинов