Казалось бы, как может возникнуть такой вопрос? А какой ответ на него дадите вы? Думаю, варианты ответов могут быть следующими:
1. Нет, они же слепые, зачем им намаз!
2. Да, конечно, они такие же люди как все и также должны поклоняться Всевышнему Аллаху.
3. Не знаю. Странно, не правда ли, что такой вопрос мог вообще возникнуть и что ответить на него не так-то просто! По степени осведомлённости в таком вопросе можно судить о нашей внутренней культуре и о том, насколько наш взор обращён на тех, кто рядом с нами и кому не так-то просто живётся!
Между тем, в Исламе есть ответы на подобные вопросы, данные Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). И несмотря на то, что тогда многие религии яро проявляли своё недовольство к «не таким, как все», Ислам изначально относился с огромным уважением и заботой к инвалидам. Существуют определённые положения и условия относительно незрячих в намазе.
1. Призыв на молитву. Известно, что невидящим людям разрешено призывать на молитву всех мусульман. Положение об этом выводится из того, что слепой сподвижник посланника Аллаха, мир ему, Абдулла ибн Умм Мактум был муэдзином вместе с Билялем ибн Рабахой. Пять раз в день они громогласно обращались к верующим, созывая их на молитву.
2. Обращение в сторону Каабы во время молитвы. Обращение к кибле – это обязательное условие во время молитвы. Если слепой человек постарается выяснить направление киблы и приступит к индивидуальной молитве, обратившись в избранную им сторону, а потом придёт какой-нибудь человек и увидит, что незрячий выбрал неверное направление, то ему необходимо повернуть невидящего в нужную сторону, не останавливая его молитвы. Однако видящий человек не имеет право присоединиться к общей молитве с невидящим, поскольку ему будет ясно, что его имам (незрячий) допустил ошибку в начале молитвы, в результате чего молитва видящего человека окажется недействительной.
3. Коллективная молитва. Совместная молитва имеет большие преимущества перед индивидуальной, на что указывают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (аль-Бухари).
Существует хадис о том, как следует поступать незрячему человеку в отношении коллективной молитвы:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил слепого: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Он ответил: «Да», – (и тогда) он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Так отвечай (на него)!» (Муслим).
Из хадиса становится ясно, насколько значима общая молитва, что даже такой недуг, как слепота, не всегда служит причиной отказа от неё. Ведь в Исламе очень высоко ценится роль общины. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил общество со стадом овец, а того, кто откололся от него, он уподобил отделившейся овце, ставшей жертвой волка: «Поистине, волк пожирает ту овцу, которая отбилась от стада» (Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи).
Поэтому физический недостаток не должен служить поводом для отказа от поддержания социальных связей как со стороны немощных людей, так и со стороны тех, кто может оказать помощь таким лицам.
Однако существуют уважительные причины отсутствия на коллективной молитве. Если дорога до мечети настолько ослабит больного, что он не сможет стоять, ему следует молиться дома. Среди этих причин также болезни и увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«… тот, кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершённая человеком молитва» (Абу Давуд, Ибн Хиббан).
Обязанность участия в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие может быть опасно для второго.
4. Пятничная молитва. Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать на ней. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Участие в общей пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина за исключением четырёх: подневольного раба, женщины, ребёнка и больного» (ат-Тирмизи).
Люди с сенсорными нарушениями не освобождаются от обязанности посещать пятничную молитву, и на них распространяются общие правила её совершения: «Аллах запечатает сердце того, кто три раза (подряд) пропустит пятничную молитву без уважительной причины» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Желательно также являться на пятничную молитву пораньше и проявлять смирение и покорность. Войдя в мечеть, человек не должен ни переступать через головы собравшихся, ни проходить между ними, во время пятничной проповеди он должен сидеть тихо, не отвлекаясь на мирские дела. Однако это правило позволительно нарушить, если в мечеть пришёл слепой человек и ему надо помочь пройти и найти удобное место в ряду прихожан.
Как видно из вышеизложенного, в Исламе очень чётко прописано положение относительно незрячих людей в молитве. Но, к сожалению, эти истины известны не всем современным мусульманам. А между тем, таких последователей Ислама становится всё больше: новообращённые мусульмане, огромное количество тех, кто получил такой недуг в результате различных травм (например, военные действия). От осознания этого становится ясно, что вопрос этот не праздный. Единственно верным ответом здесь можно считать следующий: «Да, конечно, незрячие мусульмане имеют счастье совершать поклонение Всевышнему Аллаху, имея при этом определённые условия».
Юлия Замалетдинова,
канд. псих. наук,
автор книги «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе»