Хасан аль-Басри благочестивый знаток исламских наук своего времени, глава ученых города Басры, один из самых лучших последователей сподвижников пророка, мир ему и благословение Всевышнего, известен своими мудрыми высказываниями. Он прожил около восьмидесяти лет, наполняя мир знанием, мудростью и пониманием религии. Его речь, смягчала сердца, а его наставления заставляли проливать слёзы.
Катада, ученый и толкователь Корана, говорил: «Хасан аль-Басри был самым знающим из людей по вопросам того, что разрешено и что запрещено (халяль и харам). Когда он говорил, то казалось, будто бы от него сыпались жемчужины. Когда он говорил, то его слова затрагивали сердца людей и наставления влияли на них». Он был самым известным проповедником своего времени. Его сказанные слова подтверждают его высокий интеллектуальный уровень и высокие знания. Ар-Раби‘а Ибн Анас сказал: «Я 10 лет посещал Хасана аль-Басри, но каждый день я слышал что-то новое, то, чего я раньше не слышал».
Например, он сказал человеку, который спросил его о мире этом и его положении:
- Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный - словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого. И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если её начало -страдание, а конец её - исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное – наказание! Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…
А другому человеку, который спросил о его положении и о положении людей, аль-Хасан сказал:
- Горе нам, что мы сделали со своими душами! Мы истощили нашу религию и откормили нашу земную жизнь. Мы износили до предела наше благонравие, но обновляем обстановку своих домов и свою одежду. Один из нас опирается на левую руку и ест из имущества, которое не принадлежит ему. Еда его приобретена нечестным путём, и слуги его бегают неустанно. Он велит принести себе сладкого, после кислого, и холодного, после горячего, и свежего, после сушёного. А когда его начинает распирать от обжорства и появляется отрыжка от переедания, он говорит: эй, слуга, принеси мне лекарство от несварения… Глупец! Клянусь Аллахом, не переваришь ты ничего, кроме собственной религии. А где же твой нуждающийся сосед? Где же голодный сирота из числа твоих соплеменников? Где же бедняк, который смотрит на тебя? Где же то, что наказал тебе Всевышний Аллах? Если бы ты только знал, что ты - это определённое число дней, отпущенных тебе, и число это уменьшается с каждым заходом солнца, и каждый уходящий день забирает с собой часть тебя…
Он так размышлял над этим миром:
- Верующий подобен чужеземцу, который не боится унижений этого мира и не борется за его славу. У него свои интересы, а у людей свои…
О его великом положении среди людей, рассказывает следующая история. Когда Хаджадж ибн Юсуф стал правителем Ирака, то он прослыл среди людей самым жестоким. Он мог казнить за мельчающую провинность.
Когда Хаджадж стал править Ираком, он построил себе в городе Васите, который находится недалеко от Басры, величественный дворец и призвал людей посмотреть на него.
Хасан тоже отправился туда, но целью его в отличие от других было предостеречь людей от мирских соблазнов. Когда Хасан увидел толпы людей, обходивших дворец, восхищённых его величием, он обратился к ним с проповедью. Из того, что он сказал, были и такие слова: «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» И так он продолжал, пока один из слушавших, опасаясь за него, не сказал: «Довольно! О Абу Саид, хватит!» Хасан ответил ему: «Аллах взял обет с учёных мужей, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них».
Когда до Хаджаджа дошла весть об этой проповеди, он был взбешён. Он кричал на своих приближённых: «К вам явился один из басрийских рабов и сказал всё, что вздумал сказать, и ни один из вас не воспрепятствовал ему в этом! Клянусь Аллахом, я орошу вас его кровью, о сообщество трусов!».
Затем он отправил полицейских за Хасаном, позвал палача и приготовил меч и плаху. Когда Хасан вошёл и увидел палача и приготовления для его казни, то губы его что-то прошептали. Он с достоинством предстал перед Хаджаджем. И вот тут произошло поразительное. Хаджадж, который жаждал его смерти, заволновался, привстал и начал просить Хасана, чтобы тот уселся на его место, а сам сел перед ним и начал расспрашивать его о некоторых религиозных вопросах. Хасан с достоинством, подобающим учёному, ответил на все его вопросы. После этого Хаджадж сказал: «Ты господин учёных, о Абу Саид!» Затем проводил его, оказав всё возможное почтение.
Когда Хасан выходил, один из привратников Хаджаджа подошёл к нему и сказал: «Я видел, что твои губы прошептали что-то, когда ты увидел приготовленный для твоей казни меч. Что же ты говорил?».
Хасан ответил: «Я сказал: «О мой Владыка, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима».
Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus