Ид аль-Адха, или Курбан-байрам — самый крупный праздник мусульман, время, когда искренний верующий может в полной мере утвердиться в вере, освободить свою душу от неправедных намерений, обрести искренность. Аллах Всевышний наделил этот праздничный день высоким служением: принесением в жертву животного ради Аллаха.
Таким образом человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху. Совершая жертвоприношение ради Всевышнего, верующий доказывает, что он никто иной как раб Аллаха, который не сомневается в повелениях своего Господа, если даже и не понимает их истинную мудрость. Искренний верующий осознает, что «Аллах Всезнающий и понимание человека не может охватить знание и мудрость, которые содержатся в Божественном повелении». Поэтому он готов покориться ему, даже если для этого нужно пожертвовать своей жизнью или имуществом. И это именно то, что сделал пророк Ибрагим, мир ему, когда поступил приказ от Аллаха. А его единственный сын сказал при этом:
«Отец, делай то, что тебе было велено сделать. По воле Бога, я буду среди терпеливых».
Сегодня курбан совершается в память об этом великом примере покорности, продемонстрированной отцом и сыном. Совершая жертвоприношение, мы должны подражать этому идеалу покорности.
Всем этим ислам хочет взрастить в своих последователях дух абсолютной покорности воле Аллаха, «который дает человеку наиважнейшие качества, необходимые для того, чтобы человечество пребывало в состоянии мира и благополучия».
Курбан — это символ того поведения, которое требуется от человека в отношении Божественных повелений, даже если внешне они кажутся «нерациональными» и «экономически невыгодными».
Поэтому все акты поклонения, включая курбан, должны совершаться с ощущением абсолютной покорности Аллаху, независимо от их экономической, социальной или политической пользы. Это то, как поступил Ибрагим, мир ему, и так должен вести себя каждый мусульманин.
Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк (мир ему и благословение). В Коране сказано: «Совершай молитву и приноси в жертву животное ради Аллаха» («Аль-Каусар», 2).
Пророк говорил: «Лучшие из моей Уммы совершают курбан, худшие — оставляют это». Также передано, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего курбан.
Дни жертвоприношения совпадают с паломничеством в Мекку. В эти дни братские отношения в самой лучшей форме проявляются миллионами мусульман в Мекке, Мине, Арафате, Медине, всеми приехавшими туда со всех сторон света паломниками.
Там все равны перед Аллахом: черные и белые, богатые и бедные. И самые близкие и любимые для Всевышнего — это более богобоязненные, как во время хаджа и жертвоприношения, так и в других видах поклонения.
Верующие должны осознавать — приближение к Аллаху возможно вовсе не посредством принесенных жертв, а благодаря искренности в отношении Аллаха. Вне сомнения, Аллах не испытывает нужды в совершенном поклонении и принесенных жертвах.
В Коране говорится: «Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит. Лишь ваше благочестие возносится к Нему. Он подчинил их вам лишь для того, чтоб величали вы Аллаха за то, что путь прямой вам указал. А ты, (о Мухаммад!), Обрадуй Вестью благою всех добротворящих» («Хадж», 37).
Это свидетельствует о том, что долг мусульманина не ограничивается лишь намазом, постом, хаджем и жертвоприношением. Помимо всего этого мусульмане должны совершать благие дела. Суть Курбана заключается не просто в жертвоприношении, а в возможности состязаться в совершении благих дел.
Помимо жертвоприношения важным аспектом праздника является еще большее упоминание Аллаха и помощь нуждающимся. Во многих хадисах говорится, что самым добрым делом является частое упоминание Аллаха и подаяние милостыни. Распределение мяса среди бедных людей служит укреплению дружбы, братства и любви среди мусульман. Одновременно радуются и бедные, и состоятельные мусульмане. Радость, пришедшая с курбаном, укрепляет спокойствие и единство в обществе.
Суть Курбана не только в жертвоприношении, это и противостояние своим страстям и прихотям. Возможно, сегодня вы принесли жертву. Однако вместе с этим не забудьте принести в жертву свой «нафс» (пагубные страсти, греховные намерения и помыслы), который постоянно призывает вас совершать гадкое. Ведь это именно то, что мешает нам быть ближе ко Всевышнему Аллаху.
В светлые дни жертвоприношения пусть каждый подумает: «Если я отец, то, сколько во мне заключено от искренности и самопожертвования Ибрагима (мир ему)? До какого уровня воспитал я своих детей в деле служения Исламу?»
«Если я сын, смог бы я предаться так, как Исмаил (мир ему)? Смог бы я, как он, послушаться Аллаха и родителей? Сколько во мне терпения и стремления к Милости Творца? Какое действие я совершил ради Аллаха, чтобы оно могло быть примером для людей?»
«Если же я мать, женщина, сколько во мне доверия и искренности от жены Ибрагима (мир ему) Хаджар, которая осталась посреди пустыни с малым ребенком без воды, травы, деревьев? Сколько во мне преданности и доверия к своему мужу? Смогла бы я так поступить согласно его повелению?»
И каждый должен постараться, чтобы этот день, как и все остальные, стал средством для увеличения вашей богобоязненности и искренности. Пусть Аллах даст нам возможность и счастье совершить такие деяния, которые приблизят нас к Нему.
Абдрахман ХАБИБУЛЛИН