Хотите кратчайшим путем придти к счастливой и долгой жизни, полной благ, и благородного потомства? Хотите, чтобы были прошены ваши грехи, и двери рая отворились пред вами? Звучит заманчиво, и каждому хочется узнать, что это за путь, такой короткий, и не такой уж и трудный, который приведет к нескончаемым благам. Так вот, знайте, что этот путь – почтительное отношение к родителям, а в частности к нашим матерям, к сожалению, любимым в детстве, но оставленными на произвол судьбы в старости.
В Коране очень часто повторяются заповеди и предписания проявления благочестия по отношению к родителям, а также предостережение и запрет на ослушание родителей и проявление неуважения по отношению к ним.
Всевышний Аллах сказал в священном Коране: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (17:23,24).
Примечательно, что в исламе хорошему отношению и почтительности к родителям отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему.
Что касается сунны, то она подтверждает обязанность проявления благочестия по отношению к родителям, призывает к этому, и запрещает ослушание родителей. Привёл имам Ахмад в «Муснаде» и ибн Маджа, текст хадиса от последнего, от Муавия ибн Джахима ас-Сальми, который попросил разрешения у пророка Мухаммада мир ему и благословение, выйти на джихад вместе с ним, однако посланник Аллаха велел ему вернуться и слушаться свою мать, когда этот человек повторил свою просьбу, то пророк сказал ему: «Горе тебе, будь у её ног, там найдёшь Рай».
В двух сборниках достоверных хадисов сообщается, что Абу Хурайра, сказал:
«(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и спросил: “О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” – (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”».
Этот хадис указывает на то, что благочестие по отношению к матери необходимо проявлять в три раза больше, чем по отношении к отцу, т.к. она испытывала трудности, невзгоды и усталость во время беременности, после чего ей предстояли схватки и роды, во время которых у нее появлялись мысли о смерти. О том, как это тяжело, знает только женщина, прошедшая через это.
Об этом говорит следующий аят: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (31:14).
Вот некоторые примеры проявления благочестия из жизни посланника Аллаха. Однажды, в год Худайбии, проходя мимо могилы своей матери Амины бинт Вахб у местечка аль-Абва, что между Меккой и Мединой, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) несмотря на то, что с ним были сподвижники, армия состоящая из тысячи всадников, остановился и пошёл навестить могилу своей матери. У могилы он начал плакать так, что начали плакать находящиеся рядом с ним, затем сказал: «Я попросил разрешение у моего Господа просить за неё прощения, но мне было отказано, затем я попросил разрешения посещать её могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, т.к. это напоминает вам о загробной жизни» (Привёл аль-Багави в комментарии к книге «ас-Сунна», основа же хадиса у Муслима).
Вот какая история произошла с Абдуллой ибн Масудом. Однажды глубокой ночью его мать попросила у него воды, он встал и пошёл искать воду. Найдя воду, он вернулся домой, однако мать его уже спала, он стал у её головы в ожидании, когда она проснётся. Так он простоял до самого утра, боясь разбудить её, причинив тем самым ей неудобство, и не ушёл, боясь, что она встанет и станет просить воды.
Вспомните великого сподвижника пророка Абу Хурейру, который постоянно находился рядом со своей матерью и совершил хадж только после ее смерти. А Уейс Аль Корни не стал сподвижником также из-за своего благочестия к матери. Эти примеры дают нам представление об истинном понятии благочестия к родителям в исламе.
Тимур Шарафиев