Человек, совершивший грех, должен немедленно покаяться. Для этого необходимо:
- сожалеть о содеянном;
- прекратить грешить;
- иметь намерение никогда больше не совершать данный грех. Если совершенный грех не содержит в себе какой-то долг или не касается других мусульман, например, человек не читал намаз, не держал пост или не давал закят, будучи обязан, - он должен выполнить это как долг.
Если же грех касается других мусульман, например, человек украл, побил кого-то без причины – он должен вернуть этому человеку то, что украл, извиниться перед ним за сделанное, просить прощения.
Что касается отступления от веры, то человек должен произнести исламское свидетельство с намерением принятия Ислама.
Покаяние принимается только при жизни, пока человек не увидел ангела смерти, или один из признаков Конца Света, восход солнца со стороны запада. С этого момента покаяние не принимается.
Аллах Всевышний советует о том, что следует говорить и делать человеку, совершившему нечто запретное:
«Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха? – и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная. Воздаянием таким послужит прощение от их Господа и райские сады, (по земле) которых протекают реки, где останутся они навечно. Сколь прекрасна награда творящих (благое)!» («Семейство Имрана», 135-136).
Всевышний также сказал:
«И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, чтобы вы преуспели!» («Свет», 31).
Аллах Всевышний также сказал:
«О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним покаянием …» («Запрещение», 8). Здесь имеется в виду такая искренность по отношению к Аллаху Всевышнему, которая лишена каких бы то ни было примесей.
На достоинство покаяния указывает также другие слова Всевышнего:
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» («Корова», 222), а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кающийся в грехе подобен тому, кто вообще не совершал греха» (Ибн Маджа).
Смысл покаяния состоит не только в отказе от дурного дела, ибо совершенным является такое покаяние, которое позволяет исправить то, что было в прошлом. Дело в том, что каждой страсти, которой следует человек, к его сердцу поднимается облачко мрака, подобное облачку, поднимающемуся к полированному зеркалу от дыхания человека. И когда мрак этих страстей накапливается, он превращается в налёт подобно тому, как пары от дыхания, попадающие на зеркало, превращаются в неприятные на вид следы, о чем Аллах Всевышний сказал так: «Вовсе нет! Покрыло сердца их то, что они совершали» («Обвешивающие», 14). Накапливаясь, этот налет запечатывает собой сердце подобно тому, как накапливающиеся следы покрывают в глубь его, из-за чего зеркало портится и уже не поддается полировке. Для исправления последствий потворствования страстям в прошлом недостаточно только прекратить следовать им; необходимо ещё и стереть оставшийся на сердце налёт, точно так же, как для того, чтобы в зеркале появилось отражение, недостаточно перестать дышать на него, но необходимо очистить его от оставшегося на нем налета. Однако к сердцу поднимается не только мрак грехов и страстей, но и свет проявления покорности и отказа от удовлетворения страстей, от которого мрак грехов стирается, на что, и указывают слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «… вслед за дурным делом соверши хорошее, которое сотрет собой (дурное)» (Ахмад). Таким образом, рабу Аллаха не обойтись без стирания следов дурных дел, оставшихся на его сердце, с помощью совершения добрых дел, следы которых будут противостоять следам дурного. Аллах Всевышний сказал: «И не (будет) принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!» (Женщины», 18).
Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное и вскоре раскаивается» (Женщины», 17). Здесь имеется в виду, что человек приносит покаяние вскоре после совершения чего-нибудь греховного, выражая своё сожаление в связи с содеянным и стирая следы этого с помощью совершения вслед за этим доброго дела ещё до того, как сердце покроется налетом настолько, что стереть его будет уже невозможно.
Если покаяние удовлетворяет все необходимые требования, оно обязательно будет принято, ибо свет доброго дела стирает с сердца мрак дела дурного, и точно так же мрак ночи не может сопротивляться свету дня. Другим примером может послужить то, что одежда, используемая на грязной работе, пачкается, но с помощью горячей воды и мыла её всегда можно очистить. Использование сердца для удовлетворения своих страстей загрязняет его, но очистить его можно с помощью воды слез и жара раскаяния, а каждое чистое сердце будет принято. Следовательно, человеку необходимо заняться очищением, что же касается того, будет оно принято или нет, то это было предопределено в предвечности и стало неизбежным, и это именует успехом Аллах, Который сказал: « … преуспел тот, кто её (т.е. имеется в виду душа) очистил …»
(«Солнце»,9).
Если же говорить о считающем, что правильное покаяние принято не будет, то это равнозначно предположению, что с восходом солнца мрак не рассеется. Вместе с тем, если грязь долго накапливалась и глубоко въелась в складки одежды, она может остаться, даже если стирать одежду с мылом. То же самое касается и того случая, когда грехи человека накапливаются и становятся чем-то вроде печати, покрывая собой сердце, которое не приносит покаяние. Такой человек может говорить языком: «Я принес покаяние», однако это будет подобно словам белильщика: «Я выстирал одежду», ибо он не очистит её до тех пор, пока не изменит присущего ей свойства с помощью использования того, что является его противоположностью. В данном случае речь идет о невозможности прийти к самой сути покаяния, что встречается очень часто и свойственно всем, кто устремляется к миру дольнему и полностью отворачивается от Аллаха.
Абдуссабур Хайрутдинов