В Коране сказано: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» - сура «Семейство Имрана», аят 92. Нам сегодня не понять насколько сильно этот аят влиял на судьбы сподвижников. Мы сегодня живем в материальном мире и всё привыкли измерять деньгами. Безусловно, деньги были и во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах, но как они относились к ним? Какова была их щедрость, ибо, говоря о них, мы не можем рассуждать о жадности…
Почему? – таким вопросом зададимся мы. Потому что сподвижники были правдивы с Аллахом и оставались верны завету с Ним. Свою жизнь они посвятили приближению к Всевышнему и не позволили пристрастиям и богатству замедлить их восхождение к Нему. Но Всевышний Аллах, устремившись навстречу им, опередил их в щедрости и благости и память об их щедрости навеки прописалась в истории.
К примеру, Абдаллах ибн Умар, если ему нравилось что-либо из его имущества, сразу же жертвовал им ради Аллаха. Однажды, когда он ехал верхом на верблюдице, она понравилась ему, и он слез с неё и обмотал ей шею, как это делали арабы с жертвенными животными - передано Ибн Раджабом.
Когда Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убада продал Му‘авийе ибн Абу Суфйану имущество на девяносто тысяч дирхемов, он объявил в Медине, что любой желающий взять деньги в долг может прийти в его дом. К нему пришли сорок или пятьдесят человек, и он одолжил им деньги, взяв с них расписки. Спустя некоторое время он заболел, но желающих навестить его было немного. Он спросил у своей жены Карибы, сестры Правдивейшего Абу Бакра: «Как ты думаешь, почему люди не навещают меня?» Она сказала: «Из-за денег, которые они должны тебе». В другой версии говорится: «Люди стесняются того, что не вернули тебе долг». Тогда он сказал: «Да унизит Аллах богатство, которое мешает братьям навещать друг друга!» Потом он велел объявить, что прощает долги всем, кто задолжал ему, и вечером того дня ступенька у входа в его дом треснула из-за многочисленности посетителей – история передана Ибн аль-Джаузи.
Однажды люди спросили Кайса:
«Видел ли ты кого-нибудь щедрее тебя?» И он рассказал им о бедуине, у которого они гостили три дня, и каждый день тот зарезал для них одного верблюда. Они сказали ему: «Но ведь мы еще не съели того верблюда, которого ты зарезал вчера». Он ответил: «Я не угощаю своих гостей несвежим мясом». Перед отъездом они оставили у него дома сто динаров и сказали его жене: «Извинись за нас перед ним». А днём хозяин нагнал их и крикнул: «О достойные порицания всадники! Вы заплатили мне за моё угощение? Или вы возьмёте свои деньги обратно, или я проткну вас своим копьём!» Кайс сказал: «Мы взяли деньги, и он уехал» - передано Ибн ал-Каййимом.
Когда Талхе ибн Убайдаллаху привезли семьсот тысяч дирхемов, полученные им от Усмана ибн ‘Аффана за участок земли, он сказал: «Поистине, человек не знает, что его постигнет ночью, и если у него в доме хранятся такие деньги, то он пребывает в обольщении относительно Аллаха». А потом он отправился спать, а его люди всю ночь ходили по улицам Медины и раздали всё до последнего дирхема – передано Ибн ал-Джаузи.
Интересна еще одна история. Рассказывают, что ал-Мункадир ибн Абдаллах, дядя матери правоверных Аиши, был беден и однажды ему пришлось обратиться к ней за помощью. Но у неё не оказалось ничего, чтобы помочь ему, и она сказала: «Как только мне принесут что-нибудь, я пошлю это тебе». И очень скоро ей принесли десять тысяч дирхемов. Шихаб ад-Дин ал-Ишбили сообщает, что деньги ей передал сподвижник по имени Халид ибн Усайд. Получив их, мать правоверных сказала: «Как же быстро тебя подвергли испытанию, ‘Аиша!» Потом она послала эти деньги ал-Мункадиру, и на часть из них он купил рабыню, которая родила ему троих детей. Они назвали их Мухаммад, Абу Бакр и ‘Умар, и все трое были известны аскетизмом и благочестием. А Мухаммад ибн аль-Мункадир стал одним из самых уважаемых учёных Медины, и имам Малик называл его господином чтецов Корана – передано Аз-Захаби.
Это лишь некоторая часть повествований, указывающих на щедрость наших сподвижников, да будет доволен ими Аллах, но как они поучительны для нового поколения мусульман? Готовы ли быть такими как они? Вопрос, к сожалению, открытый.
Тимур Шарафиев