Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Аллах Субхана ва Тагаля создал такие ситуации в нашей жизни, которые помогают нам заработать больше саваба при проявлении сильной воли и оптимизма. Но шайтан пытается нас ввергнуть в состояние отчаяния и уныния, заставив забыть нас о Милости Аллаха, сосредоточить наш разум на мелких трудностях и игнорировать миллиарды благ, данных нам Всевышним.
Сабр (терпение) – это способность переносить боль и трудности через самоконтроль, сохраняя спокойствие и невозмутимость. Человек должен помнить, что эта мирская жизнь быстротечна, но есть истинная жизнь, ради которой мы проходим все трудности.
Из хадисов мы знаем, что Аллах посылает наибольшее испытание своим любимым рабам, наиболее добродетельным людям. Это пророки (мир им), которые пережили самые большие тяготы.
Всевышний Аллах дает нам испытания по мере нашего благочестия, таким образом помогая еще больше приблизиться к Нему. Даже в мирской жизни мы не можем достичь успеха просто так: не можем стать хорошим врачом или инженером, не пройдя трудности обучения, не пройдя экзамены. Так что же говорить о достижении высоких ступеней Рая без прохождения испытаний этой жизни?
Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) был унижен, высмеян прилюдно, его не возлюбили в собственном роду, когда он начал проповедовать Ислам. И это были люди, которые когда-то его очень сильно почитали и называли Амин (Надежный). Тем не менее наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) перенес все это, проявляя терпение, постоянно делая дуа за них. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вернулся в Мекку, он проявил снисхождение ко всем своим обидчикам, простив их. Эти люди приняли ислам после проявления такого милосердия и стали одними из усердных сподвижников на пути Аллаха.
Точно так же и мы, начиная свой путь в религии, действуя по Корану и сунне, сталкиваемся с многочисленными трудностями и насмешками от наших собственных друзей и родственников. Но Аллах помогает тем, кто тверд в своем следовании пути Ислама. В Коране Всевышний говорит: «Поистине те, которые отделяются от Аллаха и Его посланника [желают себе других ограничений, нежели те, которые установил Аллах и передал Его посланник], – (окажутся) такие среди униженных (в этом мире и в Вечной жизни)» (Коран, 58:20). В другом аяте Аллах говорит нам, что только проявляющие терпение получают высокую награду. В суре Бакара также говорится: «Воистину Аллах с терпеливыми» (Коран, 2:153).
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с испытаниями нашего терпения. Одним Аллах дарует больше мирских благ, чем другим. Одним Он может даровать лучшую семью, больше детей, выше репутацию или интереснее работу, чем другим. Воистину, это испытания нашего терпения и умения благодарить. «Ваше имущество и дети – только искушение [испытание] (для вас), а у Аллаха же есть великая награда (для тех, кто предпочел повиновение Ему и исполнял право Аллаха в своем имуществе)» (Коран, 64:15).
Когда мы смотрим на тех, у кого благ больше, чем у нас, мы должны понимать, что это тоже испытание для них. Возможно, если бы Аллах даровал именно нам такие же блага, мы бы перестали быть благодарными, прекратили бы соблюдать свои религиозные обязанности, не смогли бы нести ответственность за это в День Суда.
Кроме того, мы должны смотреть на людей, которым повезло меньше, чем нам. Хвала Аллаху, который дал нам зрение, слух, речь, способность ходить и многое другое. Что вы скажете о тех, кто лишен всего этого? Или о тех, у кого не работает какой-то орган в организме, и он тратит огромные суммы и время на прохождение лечения. Мы должны быть благодарны Аллаху за каждый орган в нашем теле, который облегчает нашу жизнь.
Мы также сталкиваемся с такими испытаниями, когда люди не выполняют свои обязанности по отношению к нам. Например, невестка по отношению к свекрови или наоборот. Наивысшее благородство — отвечать добром тому, кто был с тобой нечестив. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Благородство – это не хорошее отношение в ответ на добродетель, а хорошее отношение в ответ на злодеяние в твой адрес» (Бухари).
И в тот момент, когда близкие нам люди не оказывают нам поддержку в самый нужный момент, нужно помнить, что настанет День Суда, когда Аллах по справедливости восполнит наши права, когда Всевышний наградит нас за наше терпение и благодеяние.
Тахир Мохамед
Переведено специально для info-islam.ru