Ислам желает, чтобы люди жили в достатке и были счастливы, и не желает, чтобы они страдали от бедности и были несчастными. Наш пророк, мир ему и благословение Всевышнего, не обходил стороной мирские темы и учил верующих относиться к мирским благам правильно, не впадая в крайности.
Помимо прочего, он говорил о том, как влияют на человека семейная жизнь, быт, соседи. В хадисе сказано: «Четыре вещи делают человека счастливым: хорошая жена, просторный дом, хороший сосед и удобное средство передвижения. И четыре вещи делают его несчастным: плохой сосед, скверная жена, плохое средство передвижения и тесное жилище» - передано Ибн Хиббаном и аль-Хакимом.
Бедный мусульманин должен рассчитывать на богатого мусульманина, который обязательно протянет ему руку в трудную минуту. В такой атмосфере вера людей укрепляется, следствием чего становятся взаимная любовь и альтруизм. Пророк говорил: «Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает он самому себе» - передано аль-Бухари и Муслимом.
Поэтому в исламе для богатых прописан – закят, очистительная милостыня. Закят оказывает большое влияние и на того, кто его выплачивает. Ведь смысл этого предписания - не просто сбор средств, наполнение казны или помощь нуждающимся. Главная его цель - помочь человеку подняться над материей и стать её господином, а не рабом. Закят одновременно очищает и душу человека, и его имущество.
Закят, который верующий выплачивает, исполняя веление Аллаха и стремясь к Его довольству, очищает его от скверны грехов вообще и скупости в частности. И как же опасны эти качества для сердца, которое томится по встрече с Господом и надеется на Его прощение. В одном из хадисов говорится: «Три вещи губят человека: скупость, которой покоряются, прихоть, которой потакают, и самовлюблённость» - передано Табарани.
Чем больше человек отдаёт, тем чище становится его душа и тем меньше остаётся в ней эгоизма и скупости. Всевышний Аллах сказал: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92). А в другом аяте сказано: «А уберегшиеся от собственной алчности — они и есть преуспевшие» (сура 59 «Сбор», аят 9).
Выплата закята освобождает человека от унизительной для него рабской зависимости от богатства. Посланник, мир ему и благословение Всевышнего, адресовал нам мудрое предостережение: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб дорогих одежд…» - передано аль-Бухари.
Закят не только очищает душу верующего от скупости, но и приучает его расходовать свои средства во благо людям, учит его великодушию и щедрости. Коран утверждает, что это качество присуще богобоязненным верующим. О них сказано, что они «расходуют из того, чем Мы их наделили» и «выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных».
Избавляясь от скупости и привыкая расходовать ради Всевышнего, мы превозносимся над изначальным свойством, присущим каждому человеку: «…ибо человек скуп» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 100). А возвышаясь духовно, мы начинаем видеть картину бытия гораздо шире, чем она представляется увязшим в мирской суете. И тогда земные заботы перестают казаться беспредельно значимыми и единственно важными, ибо только на высоте птичьего полёта человек осознаёт, насколько ничтожно всё, что кажется на земле большим.
Также закят напоминает верующему о необходимости признавать милости Всевышнего и благодарить Его за них, освобождает от привязанности к земной жизни и мирским благам, которая нередко отвращает человека от любви к Господу и мыслей о жизни вечной. Закят напоминает нам о том, что счастье человеку приносит не богатство, а расходование этого богатства в стремлении к довольству Всевышнего. Состоятельность сама по себе не указывает на наличие каких-либо достоинств, и это не награда за особые заслуги и не знак почёта. И истинное благо - в деянии добра и расходовании имущества ради Аллаха.
Закят возвышает человека духовно, способствует очищению его души и развитию его личности. Когда мы делаем добро, помогаем другим и заботимся о них, исполняя свою обязанность перед Аллахом, мы постоянно растём духовно. Наряду с этим верующий, расходующий на благие дела, ощущает свою связь с обществом, частью которого он является, и радость, которую он испытывает от деяния добра, с лихвой компенсирует ему всё, что он израсходовал.
Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»