«О Мухаммад, совершая молитву, говори: «О Аллах, помоги мне совершать добрые дела, избегать грехов и любить бедняков. Прости меня и помилуй, вдохнови на покаяние, а если Ты пожелаешь подвергнуть рабов Твоих искушению, то забери меня к Себе, не введя во искушение» - сура «Пчелы», аят 116.
Ученые прошлого не объявляли запретным то, в запретности чего не были уверены точно, а говорили: «Мы считаем это нежелательным» или «Мы это не приемлем», или выражались другими подобными фразами, но не говорили о явном, запрете. Однако, те, кто склоняются сегодня к излишествам, особенно среди молодежи, спешат запретить без каких-либо раздумий по причине богобоязненности и остережения.
Интересно, что если в фикхе есть два мнения, одно из которых дозволяет, а другое считает нежелательным, то они берут второе мнение; а если одно из мнений считает нежелательным, а второе запрещает, то они склоняются к запрещению. Если одно из мнений облегчает, а второе усложняет, то они держатся усложнений.
Чаще всего это бывает по причине их незнания о других доводах, которые несут облегчение.
Некоторые мусульманские ученые говорили: «Хадисы о разрешении отменяют хадисы о запрещении, так как они более поздние во времени и подтверждены деяниями праведных халифов». Некоторые ученые истолковывали цель запрещения, как призыв к тому, что более достойно и этично.
Как-то произошел такой инцидент, хотя в жизни с такими инцидентами мы встречаемся часто. Один мусульманин пил стоя. Другой, резко окрикнув его, сказал: «Сядь, ведь ты противоречишь Сунне и делаешь то, что запрещено». Этот мужчина не понял замечания и не сел. Тогда наш герой сказал ему: «Если ты мусульманин, то ты должен вырвать тем, что выпил!».
Да, в хадисе ясно сказано о запрете пить стоя «…а кто забыл, пусть вызовет рвоту». Этот хадис в достоверном сборнике. Однако хадисы, разрешающие пить стоя, более достоверны и подтверждены, и поэтому Аль- Бухари привел их под заголовком «Глава о питье стоя», но он не привел ни одного хадиса, запрещающего это. Ат-Тирмизи и другие так же привели хадисы о разрешении пить стоя от различных источников.
Также подтверждено, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, пил стоя в последние годы жизни, и он делал это в своем прощальном хадже, как об этом передается в сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима от ибн Аббаса. У них же приводится, что Али сделал омовение, потом встал и попил оставшуюся воду, а потом сказал: «Люди считают нежелательным пить стоя, однако Пророк делал то, что сделал я, то есть выпил воду, оставшуюся после омовения, стоя, как выпил я». Ат-Тирмизи приводит достоверный хадис от Кабши: «Однажды я вошла к Пророку, а он пил из закрытого бурдюка».
Также подтверждается, что Умар пил стоя. В книге «Аль-Муатта» сказано, что Умар, Усман, Али пили стоя, Са’д и Аиша не видели в этом ничего плохого, и многие дети сподвижников разрешали это.
Обо всем этом написал Аль Хафиз в книге «Аль-Фатх», затем привел мнение ученых по этому вопросу и сделал вывод, что хадисы о разрешении более достоверны и подтверждены, чем хадисы о запрещении, в частности потому, что и запрещение и разрешение приводилось от одних и тех же источников.
Некоторые из ученых сказали: «Хадисы о разрешении отменяют хадисы о запрещении, т.к. они более поздние во времени и подтверждены деяниями праведных халифов».
Некоторые ученые истолковали цель запрещения, как призыв к тому, что более достойно и этично.
Важно то, что после всех этих доводов очевидна недозволенность порицания этого деяния, тем более резкой критики.
Подобно этому укорачивание брюк, которое распространено среди религиозной молодежи, несмотря на то, что это вызывает проблемы и в семье, и в обществе. Они утверждают, что носить брюки длиной ниже щиколоток запрещается, приводя достоверный хадис: «То, что ниже щиколоток – в огне» и другие хадисы, в которых говорится о жестком предостережении для тех, кто носит брюки ниже щиколоток и удлиняет одежду. Однако эти хадисы ограничиваются другими хадисами, и это предостережение распространяется только на тех, кто делает это для моды и хвастовства. Ведь Аллах не любит всякого кичливого гордеца. В хадисе ибн Умара в достоверном сборнике сказано: «Кто удлинил одежду из кичливости, на того не посмотрит Аллах в день Стояния», и другой хадис также гласит: «Я слышал своими ушами, как Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто удлинил свои брюки из кичливости – Аллах не посмотрит на него в День Стояния» (оба хадиса приводятся у Муслима).
Пророк сказал Абу Бакру, когда тот посетовал, что его брюки длинные и их надо укоротить: «Ты не из тех, кто делает это из кичливости». К этому склонялись Ан-Навави и другие и нежелательность чего-либо отменяется по малейшей причине.
Эти два примера указывают нам на то, почему необходимо, прежде чем что-то запрещать, хорошенько это изучить. Поймите, легко что-то запретить и усложнить себе жизнь. Но пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, никогда не ставил своей целью что-то усложнять. Тем более, если это касается жизнедеятельности человека. Вспомните изреченеи пророка: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» - передано имамом аль-Бухари.
Переведено специально для «Инфо-Ислам»