Пусть каждый грешник не думает, что пророк, мир ему и благословение Всевышнего, только лишь свершил свою миссию, возложенную на него Всевышним, и покинул этот мир. Пусть каждый грешник боится того, что оставил пророк после себя – дуа.
В одном из аятов Священного Корана Всевышний сказал:
Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой под прикрытием. Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания. (Сура «Свет», 63 аят)
Первое объяснение этого аята:
Всевышний Аллах запретил верующим подвергать себя прошению (дуа) Пророка о наказании и ниспослании бед. Он сказал им, чтобы они побоялись его обращения (дуа) к Аллаху, по причине дел, которые могут разгневать пророка, и если он совершит дуа о наказании, то оно непременно погубит их. Не нужно воспринимать дуа пророка, как дуа любого из людей. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, в своем толковании сказал: «Остерегайтесь мольбы пророка против вас самих, если вы его разгневаете, и поистине, на его мольбу будет отвечено, и будет ниспослано вам наказание».
Пророк уже совершил мольбу против определенных лиц из его общины. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, проклял пожирателя процентов, того, кто свидетельствует при этом и даже тому, кто записывает акт ростовщичества. Он проклял также вора, крадущего веревку, и повелел подвергнуть его наказанию. Он проклял вора за украденное яйцо и повелел подвергнуть его наказанию. Он проклял вино, и того, кто употребляет, изготавливает, продает, перевозит и т.п. Он проклял того, кто дает взятку и берет ее. Он проклял мужчин, одевающих женскую одежду, и проклял женщин, одевающих мужскую. Он проклял мужчин, которые подражают женщинам, и проклял женщин, подражающих мужчинам. Он проклял того, кто мучает своих родителей.
Все эти мольбы посланника, мир ему и благословение Всевышнего, о лишении милости Всевышнего всех перечисленных преступников человеческой морали. Мы знаем о том, что если пророк о чем-то попросил Всевышнего, то на это дуа непременно будет ответ Всевышнего. Разве кому-либо хочется попасть под эту категорию людей, или остаться в ней. Мольба пророка не сравнится с мольбой кого-либо, она не останется без ответа. Аллах всегда ответит на мольбу своего возлюбленного раба (любого, которого он полюбил за его старания), а что уж говорить о его лучшем создании – последнем Пророке, мир ему и благословение Всевышнего.
Второе объяснение этого аята:
Всевышний Аллах запретил верующим обращаться к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, так как они обращаются между собой. Поэтому они не обращались к пророку: «О Мухаммад!» или «О Абдулла (раб Аллаха)!». Напротив, сподвижники учтиво относились к пророку и обращались к нему почтенно: «О пророк Аллаха», «О посланник Аллаха».
Вдобавок к этому при Пророке нельзя было повышать голос, говорить громко или перебивать его.
Всевышний Аллах в суре «Комнаты» в 3 аяте сказал: «Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда».
Повеление говорить тихо, учтиво, и вежливо действует по отношению к Пророку всегда, даже после его смерти. Если нам цитируют его хадисы, нельзя перебивать говорящего, нельзя повышать голос и т.п.
Как-то раз повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, услышал голоса двух мужчин в мечети Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Их голоса усилились. Он подошел к ним и спросил их: «Вы знаете, где находитесь?». А потом сразу спросил: «Откуда вы?». Они ответили: «Мы из Таифа». Тогда он сказал: «Если бы вы были из Медины, я обязательно подверг бы вас наказанию, и это потому, что он, мир ему и благословение Всевышнего, почитаем и уважаем всегда, как при жизни, так и после смерти».
Третье объяснение этого аята:
Не относитесь к призыву пророка так, как вы относитесь к призывам некоторых из вас. Иногда может быть так, что, если кто-то позовет нас, мы можем прийти не сразу, или попросят о чем-то, можем сделать не сразу. Именно так не нужно относиться к пророку. Если он повелел что-либо оно должно быть исполнено сразу, поскольку подчинение пророку – это подчинение Аллаху.
На фоне этого объяснения очень странно видеть картину, когда человек бросается выполнить что-то ради любимого человека или вышестоящего начальника, но не стремится выполнить веление Пророка.
Несомненно эти положения должны выполняться и по сей день. Да, Пророка среди нас нет. Но есть его наследство – знания. Поэтому мы должны относиться почтительно к тем, кто это наследие сохраняет и обучает ему других. Ученые – это наследники пророков.
Тимур Шарафиев