В своей повседневной жизни мы встречаем людей, жизнь которых полна неурядиц, и для которых существование представляется делом нелегким. Не всегда, но достаточно часто, проблема состоит в том, что эти люди находятся в плену своего «я»: им кажется, что они уже все знают и во всем превосходят других.
Обманувшись находящимися в руках, но вверенными милостью Всевышнего Аллаха лишь на время, ценностями и возможностями, забыв о своей неспособности быть даже песчинкой без воли Всевышнего, человек вдруг начинает видеть себя великим. Совершая это, он делает роковую ошибку, которую в свое время сделал Иблис. Находясь среди ангелов, имея высокую степень, он привык видеть себя выше других. Именно эта привычка избаловала его и не позволила оценить весомое преимущество Адама. За что он был наказан вечным пребыванием в преисподне. Аллах сказал по этому поводу: Я отвращу от Моих знамений впадающих на земле в гордыню, не имея на это права» (сура «Преграды» аят 146). Что же касается посланника Аллаха, то сообщается, что он сказал: «Не войдет в рай ни один (из тех), у кого в сердце будет гордыни (хотя бы) на вес горчичного зерна» (Муслим) Качество высокомерия по праву можно назвать неодолимым врагом нашего спасения, который под самыми «небесными кругами» ставит против нас завесу.
Красноречиво по этому поводу высказался один из православных святителей: «Когда тщеславие видит, что купец благочестия уже наполнил корабль всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив бурю, старается опрокинуть и потопить его. Убедив ум пловца, спешащего к Горнему Царству, обратить взоры на дольнее и на человеческую славу, внезапно развеивает все его душевное богатство…». Поэтому некоторые называют высокомерие льстивым грабителем духовных богатств, для некоторых, это червь, подтачивающий добродетели; другие сравнивают его с кровожадным зверем, который с удовольствием расхищает наше добро, называя медом отраву своего обольщения. Печален тот факт, что из-за него многие люди везде преступают границы необходимого, пренебрегают умеренностью - и в домах, и в одежде, и в столе, словом везде и во всем..
Тщеславный человек по сути - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но, на самом деле, угождает не Богу, а людям. Высокомерие ослепляет разум людей даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает противоречить даже самым признанным истинам, а других, и очень хорошо знающих истину, и уверенных в ней, заставляет лицемерно противиться ей. Мы должны осознавать, что зараженный тщеславием - постится ли, молится ли, творит ли милостыню - лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, чем, изнуряя себя, подвергнуться осмеянию и - лишиться горней славы. Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина – съедает железо и моль - ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую эту страсть в себе. Именно по этой причине каждый день мы должны противостоять духу тщеславия - многообразного и тонкого, так что едва можно самыми прозорливыми глазами не то что - предостеречься, но предвидеть и распознать его. Ведь она может проявиться и в одежде, и в наружном виде, в походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, знании, «Как гибельная скала, покрываемая бурными волнами, она приводит к непредвиденному и жалкому кораблекрушению плывущих при благополучном ветре, когда они не опасались и не предвидели этого».
Несомненно, высокомерие относится к числу губительных вещей и устранение его является обязанностью каждого. Поэтому Всевышний напоминал Посланнику и его сподвижникам, особенно после их больших побед, о необходимости постоянного пребывания в скромности и смирении, препятствуя таким образом вхождению гордыни в их души. Каждый человек должен определить свое место и положение в этом мире, постигая величественные законы Аллаха Всевышнего и приводя в соответствии с ними свою жизнь. Только так человек познает себя. А значит и познает Всевышнего.
Абдрахман Хабибуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus