Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Что мы знаем об Абу Ханифе?

Дата: 22.09.2013 Версия для печати
Что мы знаем об Абу Ханифе?
Слова мусульманских ученых об Абу Ханифе довольно много. Многие его современники не переставали восхищаться его знаниями, набожностью и щедростью. Многое из того, что было сказано о нем, подчеркивает его достоинство. Здесь мы приводим лишь ту малую часть, которая нас заставляет задуматься о такой личности как Абу Ханифа, мазхабу которого следует большинство мусульманского мира.

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: «В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочестивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!” Затем он сказал: “Я никого не знаю в фикхе равного ему!». Приведено в книге: “Тахзиб ат-тахзиб” 10/451.

Имам аш-Шафи’и сказал: «В фикхе все люди живут за счет Абу Ханифы». Приведено в книге: “Тарих аль-Багъдад” 13/346.

Также он говрил, что «В знаниях по фикху все мусульмане – дети Абу Ханифы»

Имам аз-Захаби сказал об этих словах: «На счет имамства Абу Ханифы в фикхе и его точности – это вещь, в которой нет никакого сомнения!» Приведено в книге: «ас-Сияр» 6/390.

Исмаиль ибн Салим рассказывал: «Абу Ханифу подвергали избиению для того, чтобы он стал судьей, однако он все равно отказался. И когда Ахмад бин Ханбаль вспоминал это, то плакал и обращался с мольбой к Аллаху за Абу Ханифу. И было это после того, когда подвергли избиению самого Ахмада». Приведено в книге: “Тарих аль-Багъдад” 13/327.

Хафиз Ибн Касир сказал: «Имам Абу Ханифа – факих Ирака, один из имамов Ислама, глав и столпов ученых, и один из числа имамов четырех мазхабов, имеющих последователей». Приведено в книге: “аль-Бидая уа-ннихая” 10/110.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в своей книге «аль-Интикъа фи фадаиль ас-саляса аль-аимма аль-фукъаха», посвященной достоинствам трех имамов-факихов, а это Малик, аш-Шафи’и и Абу Ханифа, в главе про Абу Ханифу сказал: «О похвале ученых за Абу Ханифу и его предпочтении», после чего привел 67 имамов, хваливших его и отзывавшихся о нем с почтением, после чего сказал: “Все они хвалили Абу Ханифу различными словами».

Шафиитский имам ас-Субки говорил: «Мы убеждены в том, что Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, оба Суфьяна (ас-Саури и Ибн ‘Уяйна), аль-Ауза’и, Исхакъ ибн Рахауайх, Дауд аз-Захири, Ибн Джарир и прочие имамы мусульман на прямом пути от Всевышнего Аллаха в вопросах убеждения и прочих вопросах. И нет нужды обращаться к тому, что говорили о них, к чему они не имеют отношения”. См. «Джам’ аль-джауами’» 2/441.

В книге «Дурр-уль-мухтар» Алауд-дин Хаскафи (1021-1088/1677) пишет, что Имам Аъзам виделся с 7 (семью) Сподвижниками. Среди основателей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, сохранившихся до нашего времени, Абу Ханифа является единственным представителем Табиинов – следующего поколения после Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Следовательно, даже среди этих 4-х великих Имамов, Абу Ханифа занимает более высокое положение.

Ибни Хаджар ааль-Макки, учёный мазхаба «Шафии», пишет в своей книге «Калаид», что крупный учёный по хадисам Аъмаш (Сулайман бин Михран; 61-148/680-765. Был хафизом, - знал 100 тысяч хадисов с иснадом) просил Имама Аъзама дать разъяснения по некоторым вопросам. Имам дал подробные ответы, предварительно приведя хадис по каждому вопросу. Аъмаш, видя глубокие познания Имама Аъзама в хадисах, не удержался от восторженного комментария: «Вы, факихи, словно профессианальные врачи. Мы же, мухаддисы, возле вас как аптекари. Мы передаём хадисы и рассказываем об их передатчиках. Но истинный смысл их понимаете только вы!».

В книге «Муснад» Абу Бакр Ахмад Харизми пишет: «Найдя соответствующий ответ на поставленный вопрос в Коране и Сунне, Абу Ханифа выносил своё решение на обсуждение учёных. И только получив общее согласие с его выводами, давал фетву».

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис: «Если вера окажется на планете Венера, то её достанет оттуда один из сынов Персии». Известный комментатор Корана мазхаба Шафии, ас-Суюти (Джалал-ад-Дин Абд-ур-Рахман бин Мухаммад, комментируя этот хадис, говорит: «Все учёные единодушно сошлись на том, что этот хадис указывает на Имама Агъзама Абу Ханифу».

Также не стоит забывать, что имам Абу Ханифа написал ряд книг, к примеру: «Аль-Фикх аль-Акбар, известное также как «Асль ат-Таухид», Сборник хадисов «Муснад Аби Ханифа» и «Китаб аль-Алим ва аль-Мутааллим».

Тимур Шарафиев

Смотреть комментарии

avatar
3
АсСаламу Алейкум.БисмиЛлахи.

Авторство имама Абу Ханифы в отношении трудов «Фикх-уль-Акбар» и «Васыя» установлено достоверно. О его авторстве «Фикх-уль-Акбар» говорил Ибн-ун-Надим (438 г.х.) в своем труде «Аль-Фихрист», который считается авторитетным источником в перечислении книг и их авторов ранних времен. Кроме того, существуют махтуты (манускрипты) данной книги, у которых есть достоверная цепочка передатчиков вплоть до имама Абу Ханифы. Например, в одном из таких манускриптов приводится следующая цепочка:

«Али ибн Ахмед аль-Фариси от Насра ибн Яхъи от Абу Мукатиля (Хафса ибн Муслима ас-Самарканди) от Исама ибн Юсуфа от Хаммада, сына имама Абу Ханифы, от его отца».

Ведущие ханафитские алимы — такие, как мулла Али Кари, аллама Чилпи, Аль-Магнисави и другие — написали комментарии к книге «Аль-Фикх-уль-Акбар» и подтвердили ее в качестве книги имама Абу Ханифы.

[Муфтий Сухайл Тармахомед аль Ханафи]

Что касается сборника по хадисам,то:

Имамы Ибни Хаджар аль-Макки и аз-Зэхеби и пишут, что Имам Абу Ханифа был крупным ученым по хадисам. Он получил хадисы от 4-х тысяч знатоков. 300 из них были учеными поколения Табиунов.

Имам аш-Ша'рани пишет в 1-ом томе «Мизан-уль-Кубра»: "Я исследовал 3 сборника хадисов Имама А'зама. Все они взяты из достоверных источников"…

У корифеев прежних времен было принято вносить свой вклад в область хадисов посредством издания хадисов Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в виде книги. Так поступил и имам Абу Ханифа, написав свой широкопризнанный труд «Китаб-уль-Асар». Уникальной особенностью этого труда явилось то, что он был составлен в систематическом виде в соответствии с последовательностью тем фикха — так стали обычно поступать факихи и мухаддисы, пришедшие уже после него. Кроме того, в данном труде оказалась освещена каждая из глав, обычно встречаемых в книгах по фикху. Собрания хадисов, появившиеся на свет до собрания имама Абу Ханифы, не имели систематического вида — в них просто приводились хадисы без разбивки на главы или классифицирования по темам. Также были другие собрания хадисов, которые в какой-то мере приводили хадисы в некоторой последовательности, но при этом они были посвящены только небольшому количеству тем. Поэтому старейшим из всех систематических сборников достоверных хадисов, сохранившихся по сей день, является «Китаб-уль-Асар» имама Абу Ханифы. («Ибни Маджах аур 'Ильми Хадис», стр.159)

В нем он подобрал хадисы из собрания в сорок тысяч хадисов. («Ибни Маджах аур 'Ильми Хадис», стр.164)

Помимо «Китаб-уль-Асар» существуют около 15 сборников хадисов имама Абу Ханифы. («Шарху Муснади Аби Ханифа» — Али Аль-Кари, стр.7)

Аллахьу Агълам
avatar
2
Разъясните, так во всех источниках говорится, что он автор этих книг?
avatar
1
Абу ХАнифа не писал книг. Вообще ни одной. Все книги, которые приписываются ему - пересказы. Учите матчасть.
avatar


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции


Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф