Слова мусульманских ученых об Абу Ханифе довольно много. Многие его современники не переставали восхищаться его знаниями, набожностью и щедростью. Многое из того, что было сказано о нем, подчеркивает его достоинство. Здесь мы приводим лишь ту малую часть, которая нас заставляет задуматься о такой личности как Абу Ханифа, мазхабу которого следует большинство мусульманского мира.
Имам Ибн аль-Мубарак говорил: «В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочестивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!” Затем он сказал: “Я никого не знаю в фикхе равного ему!». Приведено в книге: “Тахзиб ат-тахзиб” 10/451.
Имам аш-Шафи’и сказал: «В фикхе все люди живут за счет Абу Ханифы». Приведено в книге: “Тарих аль-Багъдад” 13/346.
Также он говрил, что «В знаниях по фикху все мусульмане – дети Абу Ханифы»
Имам аз-Захаби сказал об этих словах: «На счет имамства Абу Ханифы в фикхе и его точности – это вещь, в которой нет никакого сомнения!» Приведено в книге: «ас-Сияр» 6/390.
Исмаиль ибн Салим рассказывал: «Абу Ханифу подвергали избиению для того, чтобы он стал судьей, однако он все равно отказался. И когда Ахмад бин Ханбаль вспоминал это, то плакал и обращался с мольбой к Аллаху за Абу Ханифу. И было это после того, когда подвергли избиению самого Ахмада». Приведено в книге: “Тарих аль-Багъдад” 13/327.
Хафиз Ибн Касир сказал: «Имам Абу Ханифа – факих Ирака, один из имамов Ислама, глав и столпов ученых, и один из числа имамов четырех мазхабов, имеющих последователей». Приведено в книге: “аль-Бидая уа-ннихая” 10/110.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в своей книге «аль-Интикъа фи фадаиль ас-саляса аль-аимма аль-фукъаха», посвященной достоинствам трех имамов-факихов, а это Малик, аш-Шафи’и и Абу Ханифа, в главе про Абу Ханифу сказал: «О похвале ученых за Абу Ханифу и его предпочтении», после чего привел 67 имамов, хваливших его и отзывавшихся о нем с почтением, после чего сказал: “Все они хвалили Абу Ханифу различными словами».
Шафиитский имам ас-Субки говорил: «Мы убеждены в том, что Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, оба Суфьяна (ас-Саури и Ибн ‘Уяйна), аль-Ауза’и, Исхакъ ибн Рахауайх, Дауд аз-Захири, Ибн Джарир и прочие имамы мусульман на прямом пути от Всевышнего Аллаха в вопросах убеждения и прочих вопросах. И нет нужды обращаться к тому, что говорили о них, к чему они не имеют отношения”. См. «Джам’ аль-джауами’» 2/441.
В книге «Дурр-уль-мухтар» Алауд-дин Хаскафи (1021-1088/1677) пишет, что Имам Аъзам виделся с 7 (семью) Сподвижниками. Среди основателей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, сохранившихся до нашего времени, Абу Ханифа является единственным представителем Табиинов – следующего поколения после Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Следовательно, даже среди этих 4-х великих Имамов, Абу Ханифа занимает более высокое положение.
Ибни Хаджар ааль-Макки, учёный мазхаба «Шафии», пишет в своей книге «Калаид», что крупный учёный по хадисам Аъмаш (Сулайман бин Михран; 61-148/680-765. Был хафизом, - знал 100 тысяч хадисов с иснадом) просил Имама Аъзама дать разъяснения по некоторым вопросам. Имам дал подробные ответы, предварительно приведя хадис по каждому вопросу. Аъмаш, видя глубокие познания Имама Аъзама в хадисах, не удержался от восторженного комментария: «Вы, факихи, словно профессианальные врачи. Мы же, мухаддисы, возле вас как аптекари. Мы передаём хадисы и рассказываем об их передатчиках. Но истинный смысл их понимаете только вы!».
В книге «Муснад» Абу Бакр Ахмад Харизми пишет: «Найдя соответствующий ответ на поставленный вопрос в Коране и Сунне, Абу Ханифа выносил своё решение на обсуждение учёных. И только получив общее согласие с его выводами, давал фетву».
В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис: «Если вера окажется на планете Венера, то её достанет оттуда один из сынов Персии». Известный комментатор Корана мазхаба Шафии, ас-Суюти (Джалал-ад-Дин Абд-ур-Рахман бин Мухаммад, комментируя этот хадис, говорит: «Все учёные единодушно сошлись на том, что этот хадис указывает на Имама Агъзама Абу Ханифу».
Также не стоит забывать, что имам Абу Ханифа написал ряд книг, к примеру: «Аль-Фикх аль-Акбар, известное также как «Асль ат-Таухид», Сборник хадисов «Муснад Аби Ханифа» и «Китаб аль-Алим ва аль-Мутааллим».
Тимур Шарафиев