Всевышний Аллах одарил нас бесчисленным количеством благ, и если мы не хотим лишиться этих благ, если хотим их умножения, то нам следует быть благодарными Всевышнему Аллаху за имеющиеся блага. В аятах высокочтимого Корана свидетельствуется о значимости и ценности его проявления. Совершив путешествие по бескрайним просторам этой Небесной Книги можно самому убедиться в этом.
Цена за благодарность Всевышнему
- Кто проявляет благодарность, тот убережен от мук (на том свете). Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Аллах не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (сура «ан-Ниса», аят 147).
- Если мы проявим благодарность, то Всевышний Аллах не лишит нас благ, которыми Он нас одарил, напротив, Он умножит, расширит эти блага. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Клянусь Величием Моим, если вы будете благодарны Мне, Я умножу вам блага, а если будете неблагодарны, поистине, наказание Мое очень сильно!» (сура «Ибрахим», аят 7).
- Аллах благоволит рабу, проявляющему Ему благодарность. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью» (сура «аз-Зумар», аят 7).
Для человека нет большего блага, радости, счастья ни на этом, ни на том свете, чем довольство Всевышнего Аллаха. И как можно видеть из изречений Пророка, довольство Аллаха также достается рабу, проявляющему благодарность.
Благ Всевышнего, которыми Он нас одарил бесконечное множество. Это и солнце, воздух, климатические условия, разум, здоровье, каждый вздох, еда, одежда и другие бесценные блага, которые нас окружают. Но, к сожалению, многие люди их не считают благами, а принимают как за должное. Во многих местах высокочтимого Корана Аллах напоминает нам об общих для всех нас благах, дабы мы были благодарны Ему. Например, в Коране говорится: «Аллах наделил вас ушами (для слуха), глазами (для созерцания), сердцами (для абстрагирования), дабы вы были благодарными за это» (сура «Ан-Нахль», аят 78).
Как передается в повествовании, что некий бедняк пребывает в печали. Один мудрец увидев это спросил бедняка: «Почему ты печалишься?" Тот ответил: «Из-за бедности своей». Мудрец, перечисляя все его части тела и органы, стал спрашивать его: «Ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?» - называя при этом большую сумму. Бедняк каждый раз отвечал: «Нет». Тогда мудрец сказал: «Разве можно печалиться, имея столько богатства?» И бедняк успокоился.
Бескрайняя благодарность
Особенно великим благом, за которое мы никогда не сможем воздать должную благодарность, является Ислам, которым одарил нас Аллах. Иман и Ислам содержат в себе все блага Земли и Небес, это подтверждается многими хадисами. В одном из них говорится, что полноценный намаз в два ракаата, совершенный мусульманином, лучше этого мира и всего, что в нем. Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, учит нас часто воздавать хвалу Аллаху и читать молитвы: после приема пищи, питья напитков, после пробуждения, облачения в одежды, даже после выхода из туалета. Посланник Аллаха сказал: «Того, кто принимает пищу и воздает хвалу Аллаху, проявляя при этом терпение, приравнивают к постящемуся».
Проявление благодарности Всевышнему Аллаху не должно ограничиваться только произнесением соответствующих слов. Быть благодарными Всевышнему Аллаху - значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, а также совершать соответствующие деяния.
Проявление благодарности сердцем - это осознание того, что каждое благо исходит от Всевышнего Аллаха. Также следует считать великим даже самое малое благо, которым Аллах нас одарил. В одном повествовании приводится: «Обращай внимание не на малую величину блага, а на Величие Аллаха, который одарил тебя этим благом».
Проявлять сердечную благодарность Аллаху, означает довольствоваться тем, чем Он нас наделил. Посланник Аллаха подсказал нам средство от того, чтобы какое-либо из благ Аллаха не показалось нам малым. В хадисе сказано: «Вы обратите внимание на тех, кто пребывает в худшем по сравнению с вами положении, и не обращайте внимания на тех, кто пребывает в лучшем положении» (Муслим).
Проявлением неблагодарности за все Его блага как общие, так и персональные, является ослушание Его.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура «Корова», 152).
Но, к сожалению, человек часто забывает о том, что существование его самого и всего, что его окружает и служит на благо всем - это милости, дарованные ему Всевышними, и становится неблагодарным.
Удивительно, когда мы получаем что-либо в дар от близких или друзей, мы безмерно им благодарны, стараясь выразить это наилучшим образом, но, получив все от Создателя, мы проявляем небрежность в благодарности Ему. Быть может, это происходит оттого, что не ценим должным образом милостей своего Господа, и как следствие, не воздаем должную хвалу Ему. Вспомните историю о том, как от долгих молитв по ночам ступни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покрывались трещинами, и однажды Айша, да будет доволен ею Аллах, спросила его: «Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые и будущие грехи?». В ответ ей он сказал: «Разве не хочу я быть благодарным рабом?»
Не мешало бы вспомнить, как сподвижники и праведники после них следовали его примеру, претерпевая душевные, физические и материальные лишения на пути Аллаха. И все это из любви к Аллаху и ради Его довольства.
Теперь задумайтесь, на что мы чаще всего тратим свое тело, свое здоровье, свою душу, к сожалению, порой на дела бесполезные и вредные для нашей религии и жизни, тем самым проявляем ослушание Господу и проявляем неблагодарность по отношению к благам, которыми Он нас наделил.
И о таких людях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари).
В комментарии к этому хадису отмечается, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел.
Ценить милость
Как это ни странно, чаще всего человек начинает ценить какую-либо милость, дарованную им Всевышним, только лишившись ее. Получается для того, чтобы мы осознавали ценность этих благ, Всевышний Аллах должен отнимать все это, а затем возвращать их. Хотя порой, когда человек оказывается неблагодарным, Всевышний так и делает, испытывая своего раба.
Именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал:
«Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям темной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром - неверным, продающим свою религию за мирские блага» (Муслим).
Под испытаниями здесь имеются ввиду болезни, одряхление и тому подобные непреодолимые препятствия, в силу которых человек может оказаться неспособным к совершению праведных дел, даже если и будет стремиться к этому.
И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что любое из этих испытаний обязательно может коснуться религии мусульманина, если он окажется не готовым к ним.
«Старайтесь совершить праведные дела прежде, чем стрясется с вами какая-либо из семи напастей. Разве дождетесь вы чего-нибудь иного, кроме бедности, которая заставит забыть обо всем, или развращающего богатства, или приводящей в расстройство болезни, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти…» (ат-Тирмизи).
А если раб Аллаха посвящает свое тело, душу и жизнь служению Ему, то он будет под Его покровительством в болезни, горе и момент смерти, когда даже самый сильный ощущает свою слабость и беспомощность. И посланник Аллаха обрадовал таких верующих, что Аллах Сострадательный и даже в немощи и трудностях награда за их усердие не прекращается: «Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым» (Аль-Бухари).
Муслим Сафаров