Одной из величайших истории рассказанных в Коране является история пророка Аллаха, один из твердых духом посланников Муса (Моисей), мир ему. Эта история разбросана в Коране, в более чем семидесяти трех (73) местах. В действительности было трудно ее собрать, и приготовить так, как те, кто написали об истории, не расположили ее в правильном порядке, если расположат ее в порядке, котором будет кое-что из правильного то, бывает в них много исрайлият (истории, взятые из книг людей Писания). Очищение подобных истории является требуемым, чтобы привязываться к книге Всевышнего Аллаха, чтобы понимать Коран так, как желает этого от нас Аллах. Старался в отношении этих истории связать их с книгой Аллаха, потому, что она является подлинным авторитетным источником, и она истина. ﴾Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального﴿, [41:42]. От нас требуется не бросать Коран, читать Коран, и жить вместе с Кораном, по Корану в нашей жизни. Истинная же жизнь вместе с Кораном бывает это не путем частого и быстрого чтения, а в действительности путем размышления. ﴾Неужели они не размышляют над Кораном?﴿, [47:24]. Если читаешь и не понимаешь то, как будешь размышлять? Поэтому стремился связать эти истории, и историю Мусы особенно, мир ему, с книгой Аллаха, Всемогущего и Великого, чтобы мы понимали ее из Корана, и чтобы понимали Коран через нее.
Говорит Всевышний после агузу би-ЛЛяяхи минаш-Шайтанир раджим, бисми-ЛЛяхи рахманир-рахим: ﴾Та. Син. Мим. Это – аяты ясного Писания. Мы расскажем тебе нечто о Мусе и Фир'ауне, как это было на самом деле для людей верующих﴿, [20:1-3]. В этих аятах имеется назидание, напоминание для верующих и, в нем имеется предостережение и угроза для нечестивцев (фасикин), для отклонившихся от пути и программы Аллаха.
Он является уважаемым пророком, был предан только Аллаху: ﴾Помяни в Писании Мусу (Моисея). Воистину, он был искренним﴿. Был преданным Аллаху, не было в нем даже доли для Шайтана. ﴾И был посланником и пророком﴿, [19:51].
Он – Муса (Моисей) сын Имран, сын Кахит сын Ляви сын Йакуб сын Исхак сын Ибрахим, мир им. Расстояние между ним и между Йакубом не было большим. Был, как его описал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе о ночи вознесения (миградж): «А что касается Мусы то, был смуглым», очень огромным, был предельно сильным, даже говорят: имел силу десяти мужчин, мир ему. И также из его качеств заикание во время разговора, говорит Всевышний в Коране о Фир'ауне: ﴾Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется?﴿, [43:52]. Когда говорил то, иногда заикался, однако это не помешало ему быть пророком, посланником, одним из твердых духом. В другом аяте сказал: ﴾Мой брат Харун (Аарон) более красноречив, чем я﴿, [28:34]. Не говорил свободно, поэтому попросил помочь Харуна. Увидим это как только войдем в подробности этой истории.
Сыны Исраиля – Исраиль мы сказали это Йакуб, они переселились из Палестины в Египет во время Йусуфа, мир ему. Когда рассказали вам историю Йусуфа, мир ему, в конце ее: ﴾Он прижал к себе родителей… и они вместе с братьями пали ниц перед ним﴿, [12:99-100]. Йакуб его жена и его сыновья переселились к Йусуфу, так, как Йусуф полновластно распоряжался в Египте. И они жили там, говорят историки: вошли в Египет, их общее число было восемьдесят шесть человек, потом размножились, количество возросло, когда Муса, вышел с ними, были шестьсот тысяч (600000) человек.
Правителем во время Йусуфа был Фир'аун, выражение Фир'аун – является прозвищем, как цезарь и хосрой, негус. Все те, кто управляет Эфиопией, называются негус. Все те, кто управляет Римом, называется цезарь. Все те, кто управляет Персией, называются хосрой. И все те, кто управляет Египтом, назывался Фир'ауном в то время.
Фир'ауном управлявшим во время Йусуфа был Райян ибн аль-Валид, затем пришел после него Райян аль-Валид, предоставил распоряжение Йусуфу, мир ему, он уважал Йусуфа, и знал, что он не исповедует его религию. Однако предоставил распоряжение Йусуфу из-за мудрости его, мир ему, ведь он спас города от голода, гибели, предоставил распоряжение делами Йусуфу, мир ему, он распоряжался, как хотел. Сыны Исраила жили подобно царям во время Йусуфа, мир ему, и они имели почетное место в Египте.
Потом после смерти Райяна пришел Кабус ибн Мус'аб и, был тираном, неверующим, сынам Исраила причинил сильные страдания, это было после Йусуфа, мир ему.
Потом пришел другой Фир'аун Валид ибн Мус'аб, брат Кабуса ибн Мус'аба и, его женой была Асия дочь Музахим, да будет доволен ею Аллах. Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Достигли до совершенства много мужчин, а среди женщин достигли совершенства только четверо: Асия жена Фир'ауна, Марьям дочь Имран, Хадиджа дочь Хувайлид и Фатима дочь Мухаммада», да будет доволен ими всеми Аллах.
Асия была праведной, верующей, Фир'аун хотел отнять силой ее у ее отца, как рабыню, отец же ее отказался, сказал она еще ребенок, сказал: не ребенок. Сказал: в таком случае плати ее махр, пришел ее отец к своей дочери и сказал: тебя хочет Фир'аун, она ответила: как я могу выйти замуж за неверующего, сказал: в таком случае я погибну, и погибнет твоя семья вместе с тобой, убьет нас всех. И она приняла выйти замуж за него, дорожа своей семьей, и отказалась стать рабыней, и он женился на ней за калым (махр), жила вместе с ним, будучи ненавидящей, его. Она не была неверующей, а была верующей, однако таким был ее брак.
Этот Фир'аун Валид ибн Мус'аб был жестоким, неверующим (большое неверие), жестокость его и неверие достигло до того, до чего никогда не достигало никакое человечество, даже дошел до того, что он утверждал о божественности помимо Аллаха. ﴾Фираун сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня﴿, [28:38]. И сказал: ﴾Я – ваш всевышний господь!﴿, [79:24]. Вел тяжбу со Всевышним Аллахом в Его божественности и Господстве. Говорит Всевышний: ﴾Фир'аун возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие﴿, [28:4]. Разделил людей на классы, самым низким классом во время Фир'ауна были сыны Исраила, низко унижал их, они были как цари в Египте, он же издал свои указы, что все эти являются рабами, все сыны Израилевы для меня рабы. И он использовал их в бесплатном труде, как рабов, а их жен как рабынь забирали, сколько и как хотели, и сделал это общим законом, не только для себя, а для высшего класса, для коптов жителей Египта. Так он разделил его жителей на классы, поделил их на группы.
Говорит Всевышний: ﴾Одних он ослаблял﴿. Притеснял их и сделал их рабами. И сыны Исраила ждали освобождения от этого унижения, в котором они находились. У них было радостное сообщение, которое гласило: что придет мальчик из дома Фир'ауна, освободит вас. Говорится также, что радостное сообщение пришло в виде сна, увидел его Фир'аун, увидел сон во сне, увидел, как огонь выходил из священного дома (Иерусалима), и направлялся в сторону Египта, и сжигал жилища Египта, все жилища Египта кроме жилищ сынов Израилевых. Попросил совета у жрецов, что означает этот сон? Ответили: родится у сынов Израилевых младенец, будет с ним твоя гибель. Он испугался. И издал свой ужасный указ: убивайте всех, кто родится у сынов Израилевых, любой младенец, который родится у них, должен быть убит. Харун, мир ему, уже был рожден, и когда пришел этот указ мать Мусы, мир ему, была беременна.
И начали наблюдать за каждой беременной женщиной, послал людей, угрожая племенам, чтобы сообщали о любой беременной женщине, а то племя, которое не будет сообщать, будет убито, все племя будет убито. И все племена сообщали египтянам о каждом новорожденном мальчике. Мать Мусы, была беременна в первые месяцы, и скрыла свою беременность, скрывалась и не выходила, не показывалась другим племенам. И родила, никто не почувствовал об этом кроме ее близких родственников, когда родила, забоялась за своего ребенка, как его теперь спрятать? Попыталась спрятать его, но не смогла, пока не пришло ей внушение, внушил ей Всевышний Аллах, впало в ее душу, были сильные внушения, не было откровением, как полагают некоторые люди, а в действительности под откровением здесь подразумевается сильное внушение: ﴾Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него﴿, если будешь опасаться за него сильного контроля, обыска, ﴾то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников»﴿, [28:7].
И действительно начался поиск, начал усиливаться над сынами Исрила, и она забоялась за него, положила его в сундук и бросила в реку. ﴾Она сказала его сестре: «Следуй за ним»﴿. Его сестра шла по берегу Нила и наблюдала, что произойдет, за своим братом, брошенным в реку. ﴾Она наблюдала за ним издали﴿, с края реки наблюдала, ﴾и они не замечали этого﴿, [28:11]. Никто не знал о них, она скрывалась и наблюдала, что произойдет с Мусой, мир ему.
﴾Семья Фир'ауна подобрала его﴿, сундук плыл пока не достиг дворца Фир'ауна, дворец Фир'ауна находился у реки, сундук остановился на берегу у дворца Фир'ауна. ﴾Семья Фир'ауна подобрала его, чтобы он стал их врагом и печалью﴿. Хотят добра ему, а он стал бедой для Фир'ауна. ﴾Воистину, Фираун, Хаман и их войны были грешниками﴿, [28:8].
Подобрали его и: ﴾Жена Фир'ауна сказала﴿. Она поняла, с первого мгновения, что он из сыновей Израильтян, однако то, что сообщается в исраилият (в книгах людей Писания), что она скрыла от Фир'ауна не верно, дело было ясно с первого момента, что он израильтянин. Подобрала его жена Фир'ауна, жена Фир'ауна – Асия, мир ей, не рожала; и страстно желала иметь ребенка, нашла этого красивого ребенка в реке и сказала: ﴾Жена Фир'ауна сказала: «Вот услада очей для меня и тебя﴿. Имеет в виду Фир'ауна. ﴾Не убивайте его! Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его». Они ни о чем не подозревали﴿, [28:9]. Потому, что все это было планированием Аллаха. Фир'аун сказал: «Услада очей для тебя, не для меня». Я не хочу кого-либо из сыновей Израилевых, чтобы он воспитывался у меня, не хочу, «Он услада очей для тебя». Говорит Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «Если бы он сказал: он услада очей для меня то, не постигло бы его мучение». Но он сказал: «Он услада очей для тебя, не для меня». И действительно он стал усладой очей для нее, и не стал усладой очей для него.
﴾Сердце матери Мусы опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств)﴿. Ее сердце было пустым от всех забот, было занято воспоминанием о Мусе, не хотела ни есть и не пить, от всего опустело. Посмотрите на любовь, когда она заполняет сердце матери. Когда говорит пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя мать». Сердце матери, милосердие в котором имеется и любовь, которая в нем имеется, мы мужчины не постигаем этого. Здесь Всевышний Аллах разъясняет нам. ﴾Сердце матери Мусы опустело﴿. Опустело от всего, ничего не осталось кроме воспоминания о Мусе. ﴾Она готова была раскрыть его (свой поступок)﴿, готова была кричать по улицам: о сынок! ﴾Если бы Мы не укрепили ее сердце﴿, Аллах укрепил ее сердце, в противном случае она готова была обнаружить дело, ﴾чтобы она оставалась верующей﴿, [28:10].
Как вернул Всевышний Аллах его матери его, когда взяли его во дворец, он начал плакать, хотел грудь, пришли кормилицы но, он отказывался сосать грудь кого-либо из них, ни к одной из кормилиц бывших во дворце не приблизился. И они взяли его на рынок, искали любую женщину, кто могла бы кормить грудью его, ведь грудной ребенок может погибнуть, не принимая грудь. Говорит Всевышний: ﴾Мы запретили ему брать грудь кормилиц﴿. Любая, кто приближалась к нему, он не принимал ее грудь. Кто же научил его он, будучи грудным ребенком – Аллах, пречист Он. Удивительное Божье планирование.
А сестра его наблюдала за событиями: ﴾Мы запретили ему брать грудь кормилиц, пока она (сестра Мусы) не сказала: «Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?»﴿, [28:12]. Они сказали: откуда тебе знать, что они будут желать ему добра? Они бедные, если они узнают, что он из дома Фир'ауна, то будет желать вознаграждения за него, и в доме живет праведная женщина, запах ее приятный, какому бы грудному ребенку она не давала свою грудь, он никогда не отказывал ей. Они ответили: хорошо, и она показала им их дом, они предложили его ей и он начал сосать ее грудь. И послала Асия к ней слуг: сказала ей, ты будешь жить у меня во дворце, чтобы могла кормить его. Мать Мусы, мир ему, отказалась идти во дворец, сказала: у меня есть семья и муж, не могу оставить свой дом. Из-за того, что он отказался сосать грудь другой женщины, тогда они приносили его к ней, матери Мусы был оказан огромный почет, даже силы Фир'ауна дарили ей подарки, ведь сын Фир'ауна!
Говорит Всевышний Аллах: ﴾Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась и знала, что обещание Аллаха истинно. Но большинство их не ведает этого﴿, [28:13].
И начал он расти во дворце Фир'ауна, когда стал юношей, в восемнадцатилетнем возрасте, был мудрым, знающим, говорит Всевышний Аллах: ﴾Когда он достиг зрелого возраста, и набрался силы. Мы даровали ему власть (мудрость) и знание. Так Мы воздаем творящим добро﴿, [28:14]. Некоторые муфассиры ошиблись при тафсире данного аята сказав, что он стал пророком, нет. Он был верующим, в религии сынов Исраила, в религии Йакуба, и Ибрахима, не был неверующим (кяфиром-большое неверие), не исповедовал религию Фир'ауна, он знал, что он из сыновей Израилевых, исповедовал религию сынов Израилевых, и люди знали, что он из сыновей Израилевых. Но, однако, жил у Фир'ауна, и полновластно распоряжался делами Фир'ауна, замещая его во дворце в его отсутствии, был мудрым и знающим, и был справедливым, мир ему.
Дни проходили, и однажды шел по улице один, в то время, когда обычно люди не выходили на улицу, сообщается, что это было в полдень, и сообщается, что ночью. ﴾Войдя в город, когда его жители были невнимательны﴿, во время, когда никто не выходил на улицу, ﴾он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников﴿, из сынов Израилевых, ﴾а другой был из числа его врагов﴿. Из египтян, коптов. ﴾Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов﴿. Израильтянин попросил помочь против египтянина, Мусу охватила ярость, как вообще сыны Израиля ослаблены, и приходит перед его глазами этот египтянин и притесняет этого израильтянина, он напал на египтянина и ударил его кулаком.
(Муса ударил его кулаком и прикончил﴿. Хотел защитить израильтянина, Муса, мир ему, не определял свою силу, «набрался силы», говорит Всевышний Аллах, говорит о нем: ﴾Когда он достиг зрелого возраста, и набрался силы﴿, [28:14]. Достиг предела силы, от одного удара кулаком умер мужчина. Муса, удивился, как может произойти такое, ведь он не хотел убивать его, сказал Муса: ﴾Он сказал: «Это – одно из деяний дьявола﴿. Я не намеривался этого делать, это Шайтан сделал, Шайтан (Иблис) сделал так, что я не рассчитал свою силу, сделал меня совершающим этот гнусный поступок – убийство человека. ﴾Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение»﴿, [28:15]. Значит, знал о Шайтане, и знал о введении в заблуждение Шайтаном (Иблисом), и знал, что он является врагом, был верующим в таухид, не был одним из мушриков (многобожников-большой ширк). Аллах сказал о нем: ﴾Так Мы воздаем творящим добро﴿, [28:14]. Был верующим (му'мином) не был неверующим (большое неверие). И он попросил прощения и покаялся от этого греха, которого не намеривался: ﴾Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!». Он простил его﴿, потому, что это был грех, которого он не намеривался, было ошибкой, ﴾ибо Он – Прощающий, Милосердный﴿, [28:16].
И обещал Аллаху, сказал: ﴾Он сказал: «Господи, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособлять грешников﴿, [28:17]. Почувствовал, что Аллах простил его, внушил ему Аллах, что он простил его, и он обещал Аллаху, что он никогда не будет помогать несправедливому, что будет против тиранов и преступников. Однако он опасался, что будет убит за это преступление, ведь убил египтянина.
﴾Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом﴿, боится, проходит не заметно. И вдруг субхан-Аллах видит зрелище похожее на вчерашнее, тот же самый израильтянин вновь дерется с одним египтянином. ﴾Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: «Ты являешься явным заблудшим»﴿, [28:18]. Ты создаешь проблемы, каждый день у тебя что-нибудь происходит?
Однако опять хотел защитить израильтянина: ﴾Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом﴿, хотел схватить египтянина, и египтянин сказал: ﴾тот сказал: «О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера?﴿. Значит, новости были распространены, и было известно, что это Муса убил. ﴾Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примеряет людей»﴿, [28:19]. Узнал Муса, что дело раскрылось, тогда спрятался. И к нему пришел один из его друзей, из семьи Фир'ауна, очень сильно любил Мусу, когда дело раскрылось то, пришел этот мужчина, спеша: ﴾С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса! Знать﴿. Знать это главные, важные лица народа. ﴾О Муса! Знать совещается о том, чтобы убить тебя﴿. Устроили собрание, совещаются, чтобы убить тебя. ﴾Выходи – же. Воистину, я даю тебе добрый совет»﴿, [28:20]. Уходи, поспеши, пока тебя не схватили, особенно Фир'аун не очень любил Мусу, оставил его из-за Асия, с первого дня не любил его, и семья Фирауна, знать – знала, что он был израильтянином, ненавидели его, и вот пришел шанс избавиться от него. При первой же возможности собрали совещание, чтобы избавится от него.
﴾Муса покинул город, оглядываясь со страхом﴿. Опасаясь, того, чтобы его не схватили, в любое мгновение его мог схватить кто-либо, весь Египет искал его. Сейчас начался поиск, искали Мусу, Фир'аун послал солдат, шпионов, искали Мусу. Куда бежать? ﴾И сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!» Направившись в сторону Мадъяна, он сказал: Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь»﴿, [28:20-22].
Ответил Аллах на его мольбу и указал ему путь, вышел в пустыню, не было у него еды, ни воды, ни животного, чтобы сесть верхом, не знал дороги, не знал куда идти, шел по пустыне. Шел из Нила пешком, даже разорвалась его обувь, и продолжил идти пешком, не было у него еды, ел листья дерева, и достиг Мадъяна.
Мадъян селение пророка Шу'айба, мир ему, Шу'айб долго жил, дожил до этого времени. Муса достиг Мадъяна во время Шу'айба, мир ему, это было после погубления народа Шу'айба (жителей Айки, которые поклонялись дереву) было после этого.
﴾Когда он достиг до мадъянской воды﴿, вода, которую брали жители мадъяна находилась за пределами мадъяна. Пастухи шли туда, пили и доили свои скот, и люди приносили воду оттуда. И у них были корыта для скота отдельно, брали воду из колодца и наливали в корыта и скот пил, у них были корыта для скота и чаны для людей. И он нашел у воды две женщины, с ними были овцы, и женщины отгоняли овец от воды.
﴾Когда он достиг до мадъянской воды, застал там много людей﴿, была давка, ﴾которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли свое стадо﴿. Отгоняли овец от воды, удивился, все люди поят овец, а эти отгоняют овец от воды. ﴾Он сказал: «Что с вами?»﴿. Почему ни поите овец водой? ﴾Они сказали: «Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада﴿. Когда все люди попьют и уйдут, потом мы поим, не хотим, теснится, давка ведь, мы женщины, не можем теснится. ﴾Наш отец очень стар»﴿, [28:23]. Был долголетним, отцом их был Шу'айб. Он вошел между людьми и напоил для них силой. ﴾Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень﴿, сел под дерево и начал молится, сказал, ﴾и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне»﴿, [28:24].
Сообщает Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, «Что когда он достиг Мадъяна, кожа его ноги исчезла (все, это время шел пешком) и, от сильного голода его живот сблизился с его спиной». Был сильно голодным, но ни у кого ничего не спрашивал. Одна из этих двух дочерей услышала, как он молился Аллаху: ﴾Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне﴿, [28:24]. Отправились, обе дочери, к своему отцу, и рассказали об этой новости, потом вернулись оба к Мусе, мир ему, хотели отблагодарить его, чувствовали, что он бедный, нуждается. ﴾Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво﴿, это нрав мусульманки, а не дерзость, особенно мусульманка, когда разговаривает с мужчинами, стесняется, ﴾и сказала: «Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину»﴿. И он пошел с ней, в пути от сильной застенчивости она шла за ним, а он шел впереди нее, и из-за сильной застенчивости не направляла его речью. Если хотела идти на право то, брала камень и бросала на правую сторону, чтобы знал, что нужно повернуться на право. Посмотрите на застенчивость и приличие, и сравните это с застенчивостью, имеющую обращение сегодня среди дочерей мусульман. Нравом мусульманской женщины, и мусульманской дочери должна быть воспитанность и застенчивость, это требуемо, подражая, дочери пророка и жене пророка, эта женщина, дочь Шу'айба вышла замуж за Мусу, мир ему. Это путь семьи пророков, высокие нравы и застенчивость.
﴾Когда он пришел к отцу и поведал ему рассказ﴿, рассказал ему свою историю, что произошло с ним в Египте, Шу'айбу, то он сказал: ﴾он сказал: «Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей»﴿, [28:25]. ﴾Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия»﴿, [28:26]. Ведь лучшим является, кого ты наймешь, имеющий два качества – сила и надежность. Если хочешь назначить на должность служащего, ищи эти два качества, у него есть сила, но не забывай о другом качестве – верный. Правдивый, религиозный человек, чтобы хранил твое имущество, твой секрет.
Шу'айб тоже был бедным, хотел выдать свою дочь за Мусу, а у него ничего не было, пришел вообще без ничего, как же поступить с махром (калымом)? Тут сказал: ﴾Он сказал: «Воистину, я хочу женить тебя на одной из своих дочерей этих при условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет﴿. Отдам тебе свою дочь в жены взамен за работу у меня восемь лет, это будет твоим калымом для нее. ﴾Если же ты останешься на все десять, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников». Он сказал: «Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим﴿, [28:27-28]. Был спрошен Пророк, мир ему и благословение Аллаха, какой из этих двух сроков Муса выбрал? На что ответил: «Закончил их, выполнил полностью». Дополнил до десяти лет.
После того, как прожил среди них десять лет, сейчас дела в Египте успокоились, поиск его прекратился. Почувствовал, что он теперь может, вернутся, его лицо изменилось, фигура изменилась. Хочет, вернутся, проникнуть не заметно и навестить свою мать, сестру и брата в Египте, закончились десять лет найма. Говорит Всевышний Аллах: ﴾Когда Муса отработал срок и двинулся в путь со своей семьей﴿, [28:29]. Направлялся в сторону Египта, в пути со своей семьей заблудился, не знал где дорога, пытался разжечь огонь, не смог. Ночь была холодной, и у него ничего не было, чтобы разжечь огонь и, начал искать. Говорит Всевышний Аллах: ﴾Дошел ли до тебя рассказ о Мусе? Вот он увидел огонь﴿. Он нуждался в огне, чтобы видеть дорогу, чтобы согреть свою жену, ночь была холодной, темной, и он заблудился. Предопределение Аллаха, Он, Тот, Кто сделал так, чтобы он заблудился, Он Тот, Кто сделал ночь холодной, и темной, дабы дать ему пророчество. ﴾Вот он увидел огонь и сказал своей семье: «Оставайтесь здесь!﴿ Сиди здесь! Подниматься на гору было трудно, и, она была беременной тогда. ﴾Я видел огонь. Быть может, я принесу вам головню﴿. Странно огонь? Согреемся при помощи него. В другом аяте, говорится: ﴾Чтобы вы могли согреться﴿, [28-29]. ﴾Или же найду возле огня дорогу»﴿, [20:9-10]. Быть может, кто-нибудь укажет мне на дорогу.
﴾Когда он подошел к нему﴿, и увидел чудесное зрелище, из самых чудесных зрелищ описанных в Коране. Не было огнем, было светом, исходил свет из колючего дерева, было большим деревом, внутри которого был свет (так сказали муфассиры, что это был свет). Удивился, приблизился, что за светящееся дерево? Когда приблизился очень сильно, размышлял, что это за светящееся дерево? ﴾Когда он подошел к нему, раздался глас:﴿ Начался Божьи глас, самая великая непосредственная речь между человеком и Господом, не сравнится с ним ничто, кроме речи пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время ночи вознесения (исра валь миградж).
﴾Когда он подошел к нему, раздался глас: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь﴿. И он снял свою обувь. ﴾Ты находишься в священной долине Тува﴿, [20:11-12]. В долине называемой – Тува, на горе – Тур.
﴾Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в откровении. Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне. Я едва ли не скрываю Час от Самого Себя, но он непременно настанет, чтобы каждому человеку воздали тем, к чему он стремился. Пусть не отворачивает тебя от него тот, кто не верует в него и потакает своим желаниям, а не то ты погибнешь﴿, [20:13-16].
Эта позиция еще упоминается в уважаемых аятах, говорит Всевышний: ﴾Подойдя туда, он услышал глас со стороны дерева, которое росло в благословенном месте на правой стороне долины: «О Муса! Я – Аллах, Господь миров﴿, [28:30]. Аллах обратился к нему, показал ему Свое Величие, затем спросил его: ﴾Что это у тебя в правой руке, О Муса?»﴿. Аллах лучше знает, но Он хочет показать, что Божье могущество никто и ничто не может одолеть. ﴾Муса сказал: «Это – мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец). Я нахожу ему и другое применение»﴿, [20:17-18].
﴾Аллах сказал: «О Муса! Брось его». Он бросил посох, и тот превратился в змею, которая быстро двигалась﴿, [20:19-20]. Говорит Всевышний в другом аяте: ﴾Брось свой посох!». Когда он увидел, как тот извивается, словно джинн﴿, змея очень быстро двигалась, словно это джинн, ﴾то бросился бежать назад﴿. Муса оставил место действия и убежал, ﴾и не вернулся (или не обернулся)﴿. И Аллах позвал его: ﴾Аллах сказал: «О Муса!﴿. Вернись! ﴾Не бойся﴿, [27:10]. И сказал: ﴾подойди и не бойся, ибо ты являешься одним из тех, кто находится в безопасности﴿, [28:31]. В другом аяте сказал: ﴾Возьми ее и не бойся﴿, [20:21].
Когда он вернулся, сказал: возьми ее, Муса, боялся, сильно боялся, змея очень большая, превратилась в огромную змею, боится, и он схватил ее за ее хвост, и она превратилась в палку. Говорит Всевышний: ﴾Аллах сказал: «Возьми ее и не бойся. Мы вернем ее в прежнее состояние﴿, [20:21].
﴾Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой,﴿, [20:22]. В другом аяте: ﴾Сунь свою руку за пазуху﴿, [28:32]. Тот же смысл. ﴾Прижми свою руку к боку﴿, значит – сунь свою руку под свою подмышку. ﴾Сунь свою руку за пазуху﴿ значит – сунь свою руку в разрез одежды. Значит, сунь свою руку в разрез одежды и пока не достанет твоей подмышки. Муса, сделал так, сунул свою руку в разрез одежды и достал до своей подмышки. Когда вытащил свою руку то, она сверкала подобно солнцу, огромный свет исходит от нее. Говорит Всевышний: ﴾Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!﴿, [20:22]. Говорит Всевышний: ﴾Сунь свою руку за пазуху, и она выйдет белой, без следов болезни. Прижми к себе руку, чтобы избавится от страха. Это﴿ Палка и рука: ﴾два доказательства от твоего Господа для Фир'ауна и его знати. Воистину, они являются людьми нечестивыми﴿, [28:32]. Говорит Всевышний Аллах: ﴾Чтобы показать тебе некоторые из Наших самых больших знамений. Иди к Фир'ауну, ибо он преступил всякую меру (границы дозволенного)﴿, [20:23].
﴾Муса сказал: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке﴿, в его языке было заикание, запинался, как могу призывать, когда я в таком состоянии? ﴾Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь﴿, [20:25-28]. Субхан-Аллах, после этой мольбы, когда Муса, если разговаривал то, запинался, а если призывал людей и призывал Фир'ауна, был предельно красноречив. Если занимал позицию призыва, Аллах развязывал узел на его языке, а если был в своей повседневной жизни то, запинание возвращалось.
Потом сказал Муса, обращаясь к Господу ходатайствуя за Харуна, своего брата, это было величайшим ходатайством в истории, как сказала мать верующих Айша, с ходатайством Мусы, Харун стал пророком. ﴾Назначь мне помощника из моей семьи – брата моего Харуна. Умножь благодаря ему силу мою и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас»﴿, [20:29-35].
﴾Аллах сказал: «О Муса! Ты уже получил то, что попросил﴿, [20:36]. Стал Харун пророком с ходатайством Мусы, мир ему.
Говорит Господь об этом же зрелище: ﴾Он сказал: «Господи! Я убил одного из них﴿, я боюсь возвращаться, я убил одного из них, ﴾и боюсь, что они убьют меня. Мой брат Харун более красноречив, чем я. Пошли же его со мною помощником﴿, чтобы он помогал мне, ﴾чтобы он подтвердил мою правдивость. Я действительно боюсь, что они сочтут меня лжецом»﴿.
﴾Он сказал: «Мы укрепим твою руку посредством твоего брата и одарим вас доказательством (или силой). Они не смогут навредить вам. Благодаря Нашим знамениям вы и те, кто последует за вами, станете победителями»﴿, [28:33-35].
Отправился Муса, встретился со своей матерью, и братьями, взял с собой своего брата Харуна, и они оба отправились к Фирауну, да проклянет его Аллах. И постучал в его дверь, и вернул их назад охранник. Они разрешали входить к нему только знатным людям, сказали ему: уходи. Он сказал: я посланник, ведь посланники приходили от царей, и они сочли, что он посланник от царя. И не узнали его, ввели его к Фирауну, и тот, узнал его. Великое зрелище рассказывается в Коране во многих аятах, выберем из них для вас, слово Аллаха: (Аллах сказал: «Нет! Ступайте вдвоем с Моими знамениями. Мы будем вместе с вами, и будем слушать﴿, [26:15]. Разговор, Всевышний Аллах слушает непосредственно. ﴾Придите вдвоем к Фирауну и скажите: «Мы посланы Господом миров﴿. С какой миссией они были посланы? Целью не являлись египтяне, целью было вывести сынов Израилевых из унижения, в котором они находились. ﴾Посему отпусти с нами сынов Израилевых»﴿, [26:16-17]. Фир'аун узнал его, сказал: не Муса ли ты? Ответил: да. ﴾Фираун сказал: «Разве мы не воспитывали тебя среди нас с младенческих лет? Разве ты не оставался среди нас многие годы своей жизни. Разве ты не совершил тот поступок, который ты совершил?﴿ преступление, которое ты совершил – убийство египтянина? ﴾Воистину, ты являешься одним из неблагодарных»﴿, [26:18-19]. Все милости, которые я тебе дал, годы воспитания у меня, разве все это ты забыл?
﴾Он сказал: «Я совершил это, когда был в числе заблудших. Я сбежал от вас, когда испугался вас, но мой Господь даровал мне власть и сделал меня одним из посланников. А та милость, в которой ты меня попрекаешь, состоит в том, что ты поработил сынов Израиля»﴿. Предельно сильно обращался к Фир'ауну.
﴾Фир'аун сказал: «А что такое Господь миров?»﴿. Кто Он, к которому, ты хочешь нас призвать? Ответил: ﴾Муса сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними), обращался с речью ни только к Фир'ауну, а также к присутствующим, ﴾если только вы обладаете убежденностью?»﴿, [26:20-24].
﴾Фир'аун сказал: «А что такое Господь миров?». Муса сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью». Фир'аун сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?»﴿. Что это за странные слова?
﴾Муса сказал: «Ваш Господь и Господь ваших праотцев».
﴾Фир'аун сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник – одержимый».
﴾Муса сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете»﴿. Начал приводить ему вещи, которые не может Фир'аун. Фир'аун говорит: я господь. А он тут говорит ему: небес, земли, востока, запада. Они знают, что эти вещи ни в руках Фир'ауна. Когда дело дошло до этого, дело стало опасным, спор начал принимать свое русло, сказал: ﴾Фир'аун сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными»﴿, [26:25-29]. Это всегда является путем тиранов, приводишь аргумент, приводишь довод с доказательством, положение становится – заключение, устрашение, мучение, насилие, это, то которое происходит сегодня среди нашей уммы во многих мусульманских странах, да облегчит им Аллах. Приходит дагватчик, призывает, в результате – тюрьма, мучение, увольнение с работы, и тому подобное. Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом. Путь, программа тиранов следует пути Фир'ауна.
﴾Муса сказал: «А если я покажу тебе нечто явное?»﴿. А если покажу тебе ясные доказательства. ﴾Фир'аун сказал: «Так покажи нам это, если ты – один из тех, кто говорит правду»﴿, [26:30-31]. Значит, дело было готово, чтобы показать ему знамения (чудеса).
Также в других аятах рассказывается об этом призыве Фир'ауна. Сказал Аллах: ﴾Мы посланники твоего Господа. Отпусти с нами сынов Исраила и не причиняй им мучения. Мы явились к тебе со знамением от нашего Господа. Мир тому, кто последовал верному руководству! Мы получили откровение о том, что мучениям подвергнется всякий, кто счел истину ложью и отвернулся»﴿, [20:47-48].
﴾Фир'аун сказал: «Кто же ваш Господь, о Муса?». Муса ответил: «Господь наш – Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал всему путь».
﴾Фир'аун спросил: «А как же с прежними поколениями?»﴿. То есть, почему люди, которых мы встретили, не поклонялись этому Господу, о котором ты говоришь? ﴾Муса ответил: «Знание об этом – у моего Господа в Писаний. Мой Господь не ошибается и не забывает»﴿. Не меняй тему, оставь прежние века, мы сейчас с тобой, вот о чем мы сейчас говорим, Аллах Он, Тот, кто говорит об Аллахе!
﴾Он сделал землю для вас колыбелью, проложил для вас на ней дороги и низвел с неба воду. Благодаря ей Мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину, в этом – знамения для обладающих разумом﴿, [20:49-54]. Итак, значит, дело было готово, для того, чтобы показать знамения, сказал: покажи нам знамения!
﴾Муса бросил свой посох, и тот превратился в явную змею. Он вынул свою руку, и она стала белой для тех, кто смотрел на нее﴿, [26:32-33]. Значит, показал им два великих чуда. Были изумлены ими Фир'аун и те, кто были вместе с ним. Но Фир'аун сейчас же перевел дух, и боялся, что он околдует тех, которые были с ним, сказал: ﴾Он сказал: «О Муса! Неужели ты явился к нам, чтобы изгнать нас из нашей земли своим колдовством?﴿. Ты совершил колдовство, мы знаем, это земля колдунов, это удивительное колдовство. Ты хочешь вывести сынов Исраила при помощи колдовских дел?
﴾Мы непременно покажем тебе такое же колдовство﴿. Ты колдун? У нас тоже есть колдуны. ﴾Назначь же срок для нашей встречи на открытом месте, где мы будем иметь равные шансы, и никто из нас не должен нарушить его»﴿, [20:57-58]. Договоримся на срок, чтобы никто не опоздал, и, чтобы было местом известным всем людям, чтобы собрались и видели, кто будет победителем. Этого и хотел Муса, мир ему, возможность призвать всех людей. Сказал: ﴾Муса сказал: «Сроком для вас будет день украшения,﴿ в день праздника, ﴾и пусть люди соберутся утром»﴿, [20:59].
Потом сказал, предостерегая их: ﴾Муса сказал им: «Горе вам! Не возводите навет на Аллаха, а не то Он уничтожит вас, подвергнув мучениям. Неудача постигнет того, кто измышляет ложь»﴿, [20:61].
Всевышний Аллах переносит нас сейчас к зрелищу вместе с колдунами. Пришли сорок колдунов, прежде, до этого Фираун выбрал их, и они были молодыми, принудил их к обучению колдовства у взрослых колдунов, и действительно они стали главными колдунами в Египте, и Муса предостерег их.
Колдуны собрались в тайне, начали разговаривать между собой, ни Фир'аун ни слышал и ни люди не слышали. ﴾Они стали спорить между собой о своих действиях и сохранили свой разговор в тайне﴿, [20:62]. Говорили между собой: вы знаете, что все эти наши дела обман, шарлатанство, мы боимся того, что он действительно может быть пророком. Ведь он даже угрожал нам, говоря: ﴾Горе вам! Не возводите навет на Аллаха, а не то Он уничтожит вас, подвергнув мучениям. Неудача постигнет того, кто измышляет ложь»﴿. Однако после совещания между собой пошли к Фир'ауну и сказали: ﴾Колдуны пришли к Фир'ауну и сказали: «Если мы одержим верх, то нам полагается вознаграждение! Он сказал: «Да вы станете одними из приближенных»﴿, [7:113-114]. Если одолеете для меня этого мужчину, то я не только приближу вас, а сделаю вас своей знатью, и они жаждали.
И обратились с речью к людям, говоря о Мусе и Харуне: ﴾Они сказали: «Эти двое мужчин – колдуны. Они хотят колдовством изгнать вас из вашей страны и вдвоем следовать вашим превосходным путем﴿, [20:63]. И начали говорить между собой, сказали: соглашайтесь (сговаривайтесь) не разногласьте: ﴾Объедините ваши козни и выстройтесь в ряд. Сегодня преуспеет тот, кто одержит верх»﴿, [20:64]. Двинулись вперед в один ряд в сторону Мусы, зрелище страшное, сорок колдунов подходят, Муса стоит один, а за ним стоит Харун, а люди наблюдают. И начали кричать: ﴾Сегодня преуспеет тот, кто одержит верх﴿, как будто это было сражением.
﴾Они сказали: «О Муса! Ты бросишь первым, или же нам бросать первыми?»﴿. Ниспослал ему Аллах откровение, сказал ему: пусть они бросают.
﴾Он сказал: «Нет, бросайте вы!»﴿. Встали колдуны, с ними были посохи и веревки, они бросили посохи и веревки, и вдруг посохи и веревки пришли в движение, извивались удивительным образом, словно они ползут. Даже Мусу, мир ему, колдуны околдовали этим, говорит Всевышний Аллах: ﴾И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение﴿, [20:65-66].
Говорит Всевышний Аллах в другом аяте: ﴾Они очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство﴿, [7:116]. Не было ловкостью рук, околдовали взоры людей, все люди наблюдают это зрелище, и люди испугались.
И Всевышний Аллах вмешался, говорит Всевышний Аллах: ﴾Тогда Муса ощутил страх в своей душе﴿. Сам Муса, мир ему, испугался зрелища, какое же это колдовство? ﴾Мы сказали: «Не бойся! Ты одержишь верх. Брось то, что держишь в своей правой руке﴿, подал его ему Харун, и он бросил его, и оно превратилось в громадную змею, и этот посох начал глотать все эти вещи. ﴾Брось то, что держишь в своей правой руке, и оно проглотит содеянное ими. Воистину, содеянное ими – это козни колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришел»﴿, [20:67-69].
Колдуны не видели подобного, поняли, что это не колдовство, а это чудо (муаджиза) от Аллаха. ﴾Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!»﴿, [20:70]. Это не колдовство, а Божьи игджаз (нечто превышающее человеческие силы).
Фир'аун рассердился, сорок колдунов пали ниц перед людьми, все пали ниц. ﴾Фир'аун сказал: «Неужели вы поверили ему без моего соизволения?﴿. Как вы можете уверовать, не посоветовавшись со мной? Вопрос, не место для совещания. Когда колдуны пали ниц, они не пали ниц как хотели того, говорит Всевышний: ﴾Улькыя-с-сахарату – فألقي ﴿, что значит – бросились вниз колдуны. Аллах сделал падающими их вниз лицом.
Ищет выход от этой беды, которая постигла его, потерпел поражение, что же сказал: тот час же обратился с речью к людям, разъясняя им, что это хитрость: ﴾Воистину, он – старший из вас, который научил вас колдовству﴿, [20:70-71]. Это он ваш старший, научил вас колдовству, вы сговорились между собой. ﴾Воистину, это – козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей﴿, [7:123]. Произошло с согласием между Мусой и между этими колдунами, чтобы изгнать людей. Посмотрите, как извратил истину? Средства массовой информации как превращают дагватчика в преступника, и превращают призывающего к истине в террориста, тот час же вмешивается и извращает дела.
Начал угрожать им: ﴾Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Вот тогда вы узнаете, чье наказание суровее и долговечнее﴿, [20:71]. ﴾Они сказали: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом﴿. Нам стала очевидна явная истина. ﴾Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни﴿, [20:72].
Тогда тот, час же Фир'аун велел убить всех колдунов, эти колдуны упомянули, что это он принудил их к колдовству. ﴾И колдовство, к которому ты нас принудил﴿, [20:73]. Они поняли, что это колдовство, что оно ложь, стала очевидной им истина, и они уверовали, они стали первыми уверовавшими среди египтян. После мужчины, который пришел второпях.
Говорит Ибн Аббас: что, уверовали из народа Фир'ауна после этих колдунов, или вместе с колдунами только трое: «Уверовала Асия, уверовал мужчина, который пришел второпях, и уверовал мужчина из рода Фир'ауна, который скрывал свою веру». Остальные все остались неверующими (больше неверие).
Стала очевидной истина для всех людей, тогда, что сделал Фир'аун? Начал совещатсья со своими приближенными, что делать? Сказали: увеличь мучение для сынов Исраила, и он велел, говорит Всевышний Аллах: ﴾Когда он принес им истину от Нас, они сказали: «Убивайте сыновей тех, кто уверовал вместе с ним, и оставляйте в живых их женщин!». Но козни неверующих безуспешны﴿, [40:25]. К сыновьям Исраила вновь пришла беда, сказал: противитесь мне, не поклоняетесь мне, хотите отвратить людей от моей религии? Тогда вот вам мучение. Потом начал насмехаться над Мусой, сказал: ﴾Фир'аун сказал: «Не мешайте мне убить Мусу. Пусть он призовет своего Господа. Я опасаюсь, что он изменит вашу религию, или распространит на земле нечестие»﴿, [40:26].
Муса, мир ему, обратился за помощью к Аллаху: ﴾Муса сказал: «Воистину, я прибег к защите моего Господа и вашего Господа от всякого превознесшегося гордеца, не верующего в День расчета»﴿, [40:27].
Когда один из семьи увидел это зрелище то, уверовал и вмешался, сказал: ﴾Верующий мужчина из рода Фирауна, скрывающий свою веру, сказал: «Неужели вы убьете человека за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах»? Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа﴿, [40:28]. Серьезно принялся призывать, близок был умереть, позиция серьезная, напоминает Фир'ауну о величии Аллаха, и чтобы не противодействовал пророку. Фир'аун готов был схватить его, однако Аллах защитил его: ﴾Аллах защитил его от зла того, что они замыслили﴿, [40:45].
Не уверовали, уверовали только сыны Исраила, и эти трое только, говорит Всевышний: ﴾Из-за страха перед тем, что Фираун и его знать будут преследовать их, Мусе поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, Фираун был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из тех, кто излишествует﴿, [10:83]. И постигла беда сынов Израилевых, и Муса сказал сынам Израилевым: ﴾Муса сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него». Они сказали: «Мы уповаем на одного Аллаха﴿, [10:84-85]. Но сказали это, после того как сказали: ﴾Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия﴿, [7:129]. Зарезал наших сыновей до прихода твоего, и зарезал наших сыновей после твоего прихода. Затем попросили прощения у Аллаха, и сказали: ﴾Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых!﴿. Не делай нас причиной увеличения неверующих (большое неверие), пусть мы испытываемся. ﴾По своей милости спаси нас от людей неверующих»﴿, [10:85-86].
И Аллах ниспослал откровение Мусе: ﴾Мы ниспослали откровение Мусе и его брату: «Обеспечьте свой народ жилищами в Египте, превратите свои жилища в места для поклонения и совершайте намаз﴿, облегчение близко. Здесь Муса молился Аллаху: ﴾Муса сказал: «Господь наш! Ты даровал Фир'ауну и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство﴿, говорят историки: знать, их имущества даже пища превратилась в камень, даже яйцо и чечевица стали камнем. ﴾Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания»﴿, [10:87-88]. ﴾Он сказал: «Ваша молитва принята. Ступайте прямым путем и не следуйте за теми, кто не обладает знанием»﴿, [10:89].
Началась беда и усилилась над сынами Израилевыми: ﴾Они сказали: «Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия». Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их приемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать»﴿, [7:129]. Быть может, вы станете правителями, тогда мы вас испытаем и затем посмотрим, как вы будете поступать. Когда беда усилилась, Всевышний отплатил египтянам за него бедой.
Усилилась беда над сынами Израила, и начала приходить беда вслед за бедой Фир'ауну и египтянам: ﴾Мы поразили род Фирауна засушливыми годами﴿. Началась засуха, земля засохла, дождя не было, и высох Нил. И усилился у них голод, и Фир'аун узнал, что это поступок Мусы, вызвал его. И сказал: Если помолишься своему Господу, чтобы Он убрал от нас эту засуху то, я уберу наказание от сынов Исраила. Ответил: хорошо. Муса принялся, молится Господу засухи, и Нил потек, и пошел дождь. Фираун же вновь вернулся к наказанию, вновь начал мучить сынов Исраила.
И внезапно пришло другое наказание: ﴾И не урожаем плодов﴿. Наступило другое наказание, не урожай плодов, когда наступает время созревания плодов, то огромное дерево, которое давало огромные плоды, давало только одну штуку. Пальмовое дерево, дающее финики, давало только один финик, виноградные сады давали только один виноград. Не урожай плодов, за наказание оплачивается наказанием.
Вновь вызывал его, сказал: устрани беду, помолись своему Господу, чтобы устранил беду, и я позволю сынам Исраила выйти. Помолился Всевышнему, и плоды вернулись, и вернулось добро в Египет, и Фир'аун отказался разрешать им выйти.
﴾Когда их постигало добро, они говорили: «Это – для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой и теми, кто был с ним. Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого﴿, [7:130-131]. Это злополучие от вас самих, по причине вашего неверия (большого неверия).
И начались знамения, говорит Всевышний Аллах: ﴾Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений﴿, [7:133]. Девять знамени, как сказал Аллах, первое знамение: посох превратившийся в змею, второе знамение: рука, выходит белой, без следов болезни. Третье знамение: засушливые годы, четвертое знамение: не урожай плодов, и пять знамени Всевышний привел в этом аяте: потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь.
Из первых из этих является потоп, Нил вышел из берегов и начал топить Египет кроме жилищ сынов Израилевых. Приходит потоп, подходит до жилищ сынов Израилевых останавливается, если доходит до дома египтянина то, входит в дом египтянина.
Знамение, видят воочию, погрузились в воду при потопе, сыны Ираила среди них, но их ничего не постигло. Всякий раз как приходит знамение вызывают Мусу, требуют от него, чтобы убрать от них мучение, и он отвечает. Уходит мучение и Фир'аун твердо стоит на своем.
Второе знамение: саранча, саранча начала спускаться на них, какого бы обрабатовоемого поля у египтян не было, уничтожалось. А пашня сынов Исраила оставалась не тронутой. Также молится и поднимается беда.
Вши, на головах у них распространились вши, и на телах их, мужчина приближался к своей жене и на него прыгали вши. А сынов Исраила не коснулось ничего из этого. Только среди египтян было. Их постигла сильная беда, один хочет заснуть в своей пастели, вдруг он полон вшей.
Жабы, распространились жабы среди египтян, и ничего не постигло сынов Исраила из этого, открывает мужчина сосуд, обнаруживает в нем жабу, хочет лечь спать обнаруживает на кровати жаб, хочет, есть открывает рот, жаба прыгает в рот. Удивитиленые зрелища, подвергнул их испытанию ими Аллах.
Потом пришло последнее знамение, которому сдался Фир'аун – кровь, приходят берут воду из Нила, израильтянин черпает и пьет воду, а египтянин черпает и вода превращается в кровь. Идут к колодцам, израильтянин набирает воду, а египтянин поднимает кровь. Нет воды, прекратилась вода, и начали просить воду у сынов Исраила. Некоторые из сынов Исраила жалеют, приходит к нему египтянин и просит воды, наливает египтянину и оно превращается в кровь, а когда он сам пьет то, пьет воду (израильтянин).
Все люди видят чудеса, говорит Всевышний: ﴾Однако они возгордились﴿, [7:133]. Не смотря на все это, не уверовали. Девять знамении, девять чудес и не верит? ﴾Однако они возгордились – они были народом грешным﴿, [7:133].
Говорит Всевышний Аллах: ﴾Когда наказание поражало их, они говорили: «О Муса! Помолись за нас твоему Господу о том, что Он обещал тебе. Если ты избавишь нас от наказания, то мы поверим тебе и отпустим с тобой сынов Исраила». Когда же Мы избавляли их от наказания до определенного срока, которого они непременно должны были достичь, они нарушали обещание﴿, [7:134-135]. Когда достигло до наказания кровью, которое было самой сильной бедой, то они пришли к Мусе, и сказали: помолись твоему Господу, если ты избавишь нас от наказания то, отпущу с тобой сынов Исраила. В начале, когда наказание было поднято, он разрешил, сказал: пусть уходят. Ночью все сыны Исраила вышли, ﴾Аллах сказал: «Выступи с Моими рабами ночью﴿, [44:23]. Пришли веления, выйти ночью, начали двигаться ночью, пока Фир'аун не изменил свое мнение в вопросе, не ждали до утра. И действительно начался уход шестисот тысяч (600000) человек, со своими вещами, скотом, начали уходить к Палестине, было великим переселением.
Когда настало утро, Фир'аун обратил внимание, как он мог разрешить сынам Израилевым уйти, кто будет нам прислуживать, кто будет нашим рабом? Говорит Всевышний: ﴾Они нарушали обещание﴿, [7:135]. После того, как дал договор и обещание, что он разрешит им выйти, сейчас нарушил его, начал преследовать сынов Исраила. Говорит Всевышний: ﴾Мы вынудили их покинуть﴿, не сами покинули, а Аллах вынудил их покинуть, ﴾сады и источники, сокровища и благородные места. Вот так! Мы позволили унаследовать это сынам Исраила﴿, [26:57-59].
﴾Они последовали за ними на восходе﴿. Как только взошло солнце, началось преследование. У Фир'ауна также ушло время на подготовку своей армии, и Муса и те, кто были с ним, уже были достигшими красного моря. Обернулись назад и увидели подходящим Фир'ауна со своей армией и оружием. Говорит Аллах: ﴾Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной мой Господь, и Он укажет мне прямой путь»﴿, [26:60-62].
Фир'аун приблизился, люди боялись, перед ними море, позади Фир'аун, говорит Всевышний: ﴾Тогда Мы внушили Мусе: «Ударь своим посохом по морю». Она разверзлась, и каждая часть его стала подобно огромной горе﴿. Море раскололось и стало подобно двум горам из воды, дорога же была внутри моря, сейчас там была вода, Аллах высушил дорогу. Говорит Всевышний: ﴾И проложи для них по морю сухую дорогу. Не бойся, что тебя настигнут, и не опасайся!»﴿, [20:77].
﴾Фир'аун со своим войском бросился преследовать их﴿, [20:78]. И остановился Фир'аун у этого зрелища, боится идти дальше. Потом Всевышний Аллах сделал так, чтобы лошадь Фир'ауна пошла вперед, двинулся вперед, и за ним двинулось все войско. После того, как Муса и те, кто были вместе с ним прошли, и спасся последний из них до того, как достиг их Фир'аун и те, кто были вместе с ним то, море накрыло их. Говорит Всевышний: ﴾Но море накрыло их полностью. Фир'аун ввел в заблуждение свой народ и не повел его прямым путем﴿, [20:78-79].
Говорит Всевышний о зрелище смерти Фир'ауна: ﴾Мы переправили сынов Исраила через море, а Фир'аун и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фираун стал тонуть﴿, когда почувствовал, что он тонет и умрет, ﴾он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в кого уверовали сыны Исраила. Я стал одним из мусульман»﴿, [10:90]. Однако когда, когда увидел смерть? Покаяние не принимается при смерти. Ответил ему Аллах: ﴾Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело﴿, сохранится твое тело в виде мумии, ﴾чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя»﴿. Поучительный пример, увековечил Аллах его тело, для того, чтобы люди извлекали урок из него. Фир'аун существует сейчас в музее, называют его Рамзесом, Рамзес и есть тот Фир'аун. Спас Всевышний Аллах его тело, однако, многие пренебрегают знамениями Аллаха.
Спаслись сыны Исраила, переправились через море, не уйдя далеко после этого, первым делом они прошли мимо народа, который поклонялся идолам. Сейчас после того, как увидели все эти зрелища, тот час же, прежде чем достигли Палестины. Продолжали, находится в Сейна, увидели людей, поклоняющихся идолам. Говорит Всевышний: ﴾Мы переправили сынов Исраила через море, и они прибили к народу, который был предан своим идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них»﴿. После всего этого? Посмотрите на неверие, которое было у них. ﴾Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди. У этих людей погублено будет то, что они исповедуют﴿, ложь то, чему они предаются, ﴾и тщетно будет то, что они совершают. Он сказал: Неужели я стану искать для вас другое божество, кроме Аллаха, который возвысил вас над мирами﴿, [7:138-140]. Двинулись сыны Исраила в путь к Палестине, тут Муса, мир ему, поспешил, пошел вперед них, чтобы встретится с Аллахом, Господом миров. Вторая встреча на горе Тур между Мусой, и Господом небес и земли. Начнем разговор об этом в следующей истории.