Поход к Бану Сулайм в аль-Кудр
Когда Посланник Аллаха вернулся в Медину, пробыл там всего лишь семь дней и отправился сам в поход к Бану Сулайм.
Ибн Хишам сказал: «Он назначил правителем Медины Сибаа ибн Урфут аль-Гифари или Ибн Умм Мактума».
Дошел до одного из их водных источников под названием аль-Кудр, пробыл там три дня, потом вернулся в Медину, не встретив никакой козни. Пробыл в Медине остаток месяца шавваля и месяц зу-аль-каада. Во время этого пребывания освободил за выкуп большинство курайшитов из плена.
Поход ас-Савик
Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам сказал: «Мне передал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби, рассказавшего следующее:
«Потом отправился Абу Суфьян ибн Харб в поход ас-Савик в месяце зу-аль-хиджа (месяц посещения святых мест). Паломничеством управляли в тот год язычники. Абу Суфьян после своего возвращения в Мекку и возвращения из Бадра остатков курайшитов дал обет в том, что не коснется его головы вода, пока он не совершит нападения на Мухаммада. Он выступил с двумястами верховых из курайшитов, чтобы исполнить свой обет. Следовал по ан-Надждия, сделал привал в середине ведущего к горе под названием Сайб, находящегося от Медины на расстоянии одного перехода или около того. Потом выступил вечером и пришел к Бану ан-Надир ночью. Пришел к Хубаю ибн Ахтабу, постучался к нему в дверь. Тот отказался открыть ему, испугался его. От него Абу Суфьян направился к Салламу ибн Мишкаму. Он был главой Бану ан-Надир в это время и хранителем запасов на случай чрезвычайных обстоятельств. Попросил у него разрешения войти, и тот разрешил, накормил его и напоил, рассказал Абу Суфьяну все сведения о людях. Потом ушел от него в конце ночи и пришел к своим спутникам. Послал людей из курайшитов в Медину. Они дошли до ее окраины под названием аль-Урайд, разожгли огонь в пальмовой роще. Там они обнаружили одного ансара и вместе с ним его союзника на пашне и взяли их обоих с собой. Потом ушли, возвращаясь назад. О них все равно узнали и были предупреждены.
Посланник Аллаха выступил, чтобы настичь их. Дошел почти до аль-Кудр, потом повернулся назад. Абу Суфьян и его спутники ускользнули от него. Они обнаружили их мешки с провизией, которые бросили на пашне, чтобы уйти налегке. Мусульмане, после возвращения Пророка с ними, спросили его: «О Посланник Аллаха! Ты хочешь совершить с нами набег?» Ответил: «Да».
Ибн Хишам передает: «Он оставил главой Медины Башира ибн Абд аль-Мунзира». Это и есть Абу Лубаба, как говорит ибн Хишам.
Был назван походом ас-Савик («ячменной крупы»), как мне рассказал Абу Убайда, потому что большую часть покинутой ими провизии составляла ячменная крупа. Мусульманам досталось много мешков с ячменной крупой, и поэтому этот поход назвали походом ячменной крупы.
Поход в Зу Амр
Когда Пророк вернулся из похода в ас-Савик, пробыл в Медине остаток месяца зу-ль-хиджи или около того. Потом отправился в поход в Неджд, к племени Гатафану. Это – поход в Зу Амр (место в Неджде).
Главой Медины оставил Османа ибн Аффана, как передает ибн Хишам.
Ибн Исхак сказал: «Он пробыл в Неджде весь месяц сафар или около того. Потом вернулся в Медину, не встретив никакой козни. Оставался в Медине весь остаток месяца рабиа аль-авваль или чуть меньше».
Поход в селение аль-Фуруа в Бахране
Потом Пророк отправился в поход, чтобы напасть на курайшитов.
Главным над Мединой назначил Ибн Умм Мактума, как передает Ибн Хишам.
Он доехал до Бухрана, источника в аль-Хиджазе со стороны селения аль-Фуруа и пробыл там месяцы рабиа аль-ахар и джумади аль-ула. Потом вернулся в Медину, не встретив никакой козни.
Дело Бану Кайнука
Между этими походами Пророка было еще дело Бану Кайнука. По преданию о Бану Кайнука, Пророк собрал их на рынке Бану Кайнука и сказал: «О собрание евреев! Берегитесь Аллаха, той мести, которая обрушилась на курайшитов! Покоритесь (т; е. примите ислам), вы уже знаете, что я – пророк посланный: об этом найдете в вашем Писании и в обещании Аллаха вам». Они ответили: «О Мухаммад! Ты думаешь, что мы – такие, как твой народ?! Не обольщайся тем, что ты нашел народ, не умеющий воевать, и что ты выбрал удобный момент. Мы, ей-богу, если будем с тобой воевать, то ты еще узнаешь, что мы за люди!»
Мне передал вольноотпущенник рода Аль Зайд ибн Сабит со слов Сайда ибн Джубайра или со слов Икримы или со слов ибн Аббаса, который сказал: «Эти аяты ниспосланы о них: «Скажи неверным: «Скоро вы будете побеждены и собраны в аду. Какое это мучительное место! Вам уже было знамение, когда столкнулись две группы: одна группа сражалась за путь Аллаха, а другая была неверующей. Они (неверующие) увидели их на взгляд вдвое больше, чем они сами. Аллах оказывает помощь тому, кому хочет. В этом и заключается назидание для тех, кто прозорлив» (3:12).
Мне рассказал Асим ибн Амр ибн Катада, что Бану Кайнука были первыми евреями, нарушившими договор с Пророком и враждовавшими с ним в перерыве между битвами Бадр и Ухуд.
Ибн Хишам сказал: «Рассказал Абдаллах ибн Джафар ибн аль-Мисвар ибн Махрама со слов Абу Ауна, который рассказывал: «Дело Бану Кайнука началось с того, что одна женщина из арабов со своим товаром пришла на рынок Бану Кайнука и продала свой товар. Села у лавочки ювелира на рынке. Хотели открыть ее лицо, она отказалась. Тогда ювелир незаметно привязал край ее платья к спине. Когда она встала, открылась ее нагота. Они стали смеяться над ней. Она начала кричать. Один из мусульман набросился на ювелира и убил его. А он был иудеем. Евреи напали на мусульманина и убили его. Родственники мусульманина позвали на помощь мусульман против евреев. Мусульмане разгневались, и началась стычка между ними и Бану Кайнука».
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Асим ибн Омар ибн Катада: «И заблокировал их Пророк, пока они не признали его власть» К Пророку обратился Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль, когда Аллах дал ему власть над ними, словами: «О Мухаммад! Поступай по-доброму с моими подзащитными (иудеи были союзниками племени аль-Хазрадж)». Пророк не ответил ему. Он еще раз обратился: «О Мухаммад! Поступай по-доброму с моими подзащитными!» Пророк отвернулся от него. Тогда Абдаллах схватил за халат Пророка. (Ибн Хишам отмечает, что халат назывался «Зат аль-Фудул», т.е. «с длинными полами»).
Пророк ему сказал: «Отпусти меня!» Пророк рассердился, и его лицо стало мрачным, потом сказал: «Горе тебе! Отпусти меня!» Абдаллах воскликнул: «Нет, ей-богу! Не отпущу тебя, пока ты не поступишь по-доброму с моими клиентами – четырьмястами людьми без кольчуги и тремястами в кольчуге. Они защитили меня от всякого. Ты что, хочешь их всех убить разом? Боюсь, что от этого мне будет большая беда». Тогда Пророк сказал: «Ладно, они – твои!»
Ибн Хишам говорит, что Пророк во время осады Бану Кайнука оставил во главе Медины Багира ибн Абд аль-Мунзира. Осада длилась пятнадцать дней.
Ибн Исхак передает: «Мне рассказал мой отец Исхак ибн Йасар со слов Убады ибн аль-Валида ибн Убады ибн ас-Самита, который говорил: «Когда Бану Кайнука стал воевать с Пророком, за их дело взялся Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль и стал их защищать. Тогда Убада ибн ас-Самит пошел к Пророку – он был из рода Бану Ауф, которые были в союзе с евреями, как и Абдаллах ибн Убайй, – и отрекся от них, отказался от союза с ними в пользу Аллаха и Его Посланника. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я полностью отдаюсь Аллаху, Его Посланнику и верующим! Отказываюсь от союза с этими неверными и от опекунства над ними!»
Убада говорил, что о нем и об Абдаллахе ибн Убаййи говорится в суре аль-Маида: «О верующие! Не берите себе в друзья ни евреев, ни христиан – они дружат между собой. А кто из вас подружится с ними, тот будет в их числе. Аллах не наставляет на путь истинный тех, кто поступает несправедливо. Ты увидишь, как те, у которых в сердце есть порча, будут поспешно переходить к ним и будут говорить: «Боимся, чтобы не настиг нас переворот счастья». Но, может быть, Аллах доставит победу или другое что от себя; тогда они будут раскаиваться в том, что укрывали в душе своей; а верующие будут говорить: «Это те ли, которые клялись Аллахом с сильными заклятиями на себя» и потом рассказ до слов: «Вам друзья только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву, дают очистительную милостыню, смиренно преклоняясь перед Аллахом» (5:51).
Отряд Зайда ибн Харисы в аль-Караду
Посланник Аллаха отправил отряд Зайда ибн Харисы, чтобы захватить караван курайшитов в аль-Караде (один из водных источников в Неджде). История эта такова: курайшиты стали бояться следовать по старой дороге в Сирию, когда случилась битва при Бадре, а стали следовать по дороге в Ирак. Выехал караван торговцев, среди которых был и Абу Суфьян ибн Харб. Он вез много серебра – важный предмет их торговли. Они наняли человека, который показывал им дорогу.
Посланник Аллаха отправил Зайда ибн Харису, который встретил караван у упомянутого источника. Он захватил караван со всеми товарами. Люди спасались бегством. Привез караван к Пророку.
Убийство Кааба ибн аль-Ашрафа
История Кааба ибн аль-Ашрафа. Когда курайшиты потерпели поражение в битве при Бадре, в Нижнюю Медину приехал Зайд ибн Хариса, а в Верхнюю Медину – Абдаллах ибн Раваха, их послал Пророк сообщить находившимся в Медине мусульманам весть о победе над язычниками и об их смерти.
Мне рассказали Абдаллах ибн аль-Мугис, Абдаллах ибн Бакр, Асим ибн Омар ибн Катада, Салих ибн Абу Умама ибн Сахль – каждый из них рассказал мне часть истории. Они сказали: «Кааб ибн аль-Ашраф был из племени Тай, потом из рода Бану Набхан. Его мать была из Бану ан-Надир. Когда Кааб ибн аль-Ашраф узнал эту весть, он воскликнул: «Правда ли это? Неужели Мухаммад убил этих людей, которых перечисляют эти двое?» – Он имел в виду Зайда и Абдаллаха ибн Раваху. – «Это ведь знатные люди арабов, вожди. Ей-богу, если Мухаммад уничтожил этих людей, то лучше умереть, чем жить на земле». Когда враг Аллаха убедился в достоверности сообщения, он отправился в Мекку. Он остановился у аль-Мутталиба ибн Абу Вадаа ас-Сахми, который был женат на Атике, дочери Абу аль-Айса ибн Умаййа. Она приняла его и оказала ему почет. Кааб стал возбуждать людей против Посланника Аллаха, декламировать стихи, оплакивать убитых и сброшенных в колодец курайшитов в Бадре.
Потом Кааб ибн аль-Ашраф вернулся в Медину, стал воспевать в стихах мусульманских женщин и тем самым нанес мусульманам обиду. Тогда Пророк, как передал мне Абдаллах ибн аль-Мугис ибн Абу Бурда, сказал: «Кто расправится с ибн аль-Ашрафом для меня?» Ему ответил Мухаммад ибн Маслама из рода Бану Абд аль-Ашхаль: «Я расправлюсь с ним для тебя, о Посланник Аллаха. Я убью его». Пророк сказал: «Сделай это, если сумеешь!» Мухаммад ибн Маслама вернулся и три дня почти не ел и не пил, кроме самого необходимого.
Об этом рассказали Пророку, который позвал его и спросил: «Почему ты перестал есть и пить?» Ответил: «О Посланник Аллаха! Я тебе дал слово, но не знаю, смогу ли я выполнить его». Пророк сказал: «Но ты сделай только то, что сможешь». Ибн Маслама сказал: «О Посланник Аллаха! Но мы должны притвориться». Пророк произнес: «Говорите, что сочтете нужным. Вам это разрешено». На убийство Кааба собрались Мухаммад ибн Маслама; Силькан ибн Салама ибн Вакш, он же Абу Наила из рода Бану Абд аль-Ашхаль, был молочным братом Кааба ибн аль-Ашрафа; Аббад ибн Бишр ибн Вакаш из рода Бану Абд аль-Ашхаль; аль-Харс ибн Аус ибн Муаз из рода Бану Абд аль-Ашхаль; Абу Абс ибн Джабр из рода Бану Хариса. Сначала они направили к врагу Аллаха Каабе ибн аль-Ашрафу Силькана ибн Саламу Абу Наилу. Он пришел к нему и поговорил с ним некоторое время. Они декламировали друг другу стихи. Абу Наила был поэтом. Потом сказал: «Слушай, о ибн аль-Ашраф! Я пришел к тебе по одному делу. Я расскажу тебе об этом, но ты не выдавай меня». Ответил: «Сделаю». Тогда Абу Наила заговорил: «Приход этого человека к нам был несчастьем из несчастий. Арабы перестали к нам приходить, все они против нас заодно, дороги от нас отрезали. На нас и наших детей обрушились трудности». Кааб сказал: «Вот кто такой ибн аль-Ашраф. Ей-богу, я ведь тебе говорил, о ибн Салама, что дело повернется так». Силькан ему сказал: «Я хотел, чтобы ты нам продал продукты, мы тебе Дадим залог, дадим гарантию, и ты хорошо заработаешь». Кааб спросил: «А в залог вы отдадите своих сыновей?» Ибн Салама продолжил: «Ты хочешь нас разоблачить? Со мной – приятели, они думают так же, как и я. Я хочу прийти к тебе с ними, ты им продашь и хорошо на этом заработаешь. Мы тебе в залог оставим оружие в достаточном количестве». Силькан хотел, чтобы Кааб не возражал против прихода к нему с оружием. Кааб сказал: «Оружия достаточно». Силькан вернулся к своим приятелям и рассказал им, велел взять оружие и прийти к нему. Они собрались у Пророка.
Ибн Хишам передает другую версию: «Кааб спросил: «А в залог дадите своих женщин?» Ибн Салама ответил: «Как же мы можем тебе оставить наших женщин в качестве залога, когда ты самый молодой и самый благоухающий житель Ясриба?» Тогда Кааб спросил: «А сыновей своих под залог вы мне отдадите?»
Ибн Исхак передает: «Мне рассказал Саур ибн Зайд со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «Пророк вместе с ними шел до кладбища под названием Бакиа аль-Гаркад, потом их напутствовал словами: «Идите во имя Аллаха! О Боже! Помоги им!» Потом Пророк вернулся к себе домой. Была лунная ночь. Они пришли к крепости Кааба, и Абу Наила позвал его. Кааб сошел к ним, стал с ними разговаривать, и они с ним поговорили. Потом сказали: «Не хочешь ли, о ибн аль-Ашраф, пройтись в ущелье аль-Аджуз с нами, и мы там поговорим остаток этой ночи?» Кааб ответил: «Если хотите». Они пошли и шли некоторое время. Потом Абу Наила запустил руку в волосы Кааба, понюхал руку свою и произнес: «Более приятного запаха, чем этот, я никогда не знал». Потом шел некоторое время и повторил то же самое, чтобы успокоить его. Шел еще некоторое время и повторил то же самое, схватив Кааба за волосы, сказал: «Бейте врага Аллаха!» И они стали бить его. Они стали размахивать мечами и не попадали. Мухаммад ибн Маслама рассказывал: «Я вспомнил, что у меня есть нож, когда увидел, что наши мечи бесполезны тут, я схватил этот нож. А враг Аллаха так громко кричал, что во всех домах вокруг нас зажглись огни. Я положил нож на его живот между пупком и лобком и надавил на него своей тяжестью. Нож дошел до его лобка. Враг Аллаха упал. Аль-Харс ибн Аус ибн Муаз был ранен в голову или в ногу. Ему попали некоторые наши мечи. Мы выступили, направившись сначала к Бану Умаййа ибн Зайд, потом к Бану Курайза, потом на Буас, поднялись в местность под названием Харрат аль-Урайд. От нас отставал наш приятель аль-Харс ибн Аус, потерявший много крови. Мы остановились, поджидая его некоторое время. Потом он догнал нас по нашим следам. Мы его понесли и принесли к Пророку в конце ночи. Пророк стоял и молился. Мы приветствовали его. Он вышел к нам, и мы сообщили ему об убийстве врага Аллаха. Пророк поплевал на рану нашего приятеля, чтобы вылечить его, и он вернулся домой. Мы тоже вернулись к своим семьям. Утром встали, а иудеи испугались от нашей стычки с врагом Аллаха».
Мухаййиса и Хуваййиса
Пророк сказал: «Кого победите из еврейских мужчин, убивайте его». Тогда Мухаййиса ибн Масуд напал на ибн Сунайну, еврейского торговца, имевшего с ним отношения и заключавшего с мусульманами торговые сделки, и убил его. А Хуваййиса ибн Масуд тогда еще не принял ислам. Он был старше Мухаййисы. Когда Мухаййиса убил торговца, Хуваййиса стал бить его, приговаривая: «О враг Аллаха! Ты что, убил его?! Ей-богу, сколько жира в твоем животе от его имущества». Тогда Мухаййиса ответил: «Мне приказал убить его тот человек, который если прикажет мне убить тебя, то я бы и тебе отрубил голову». Хуваййиса воскликнул: «Действительно, если тебе прикажет Мухаммад убить меня, то ты убил бы меня?» Ответил: «Да, клянусь Аллахом, если прикажет мне отрубить тебе голову, то я отрублю». Воскликнул: «Ей-богу, если эта религия довела тебя до этого, значит, это удивительная религия». И Хуваййиса принял ислам.
Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне Абу Убайда со слов Абу Амра аль-Мадани, который рассказывал: «Когда Пророк победил Бану Курайзу, он взял из них около четырехсот мужчин-евреев. Они были союзниками ауситов против хазраджитов. Пророк приказал отрубить им головы. Хазраджиты стали отрубать им головы, и это их радовало. Пророк посмотрел на хазраджитов и увидел их лица радостными. Посмотрел на ауситов, но такого не увидел и подумал, что это по причине союза между ауситами и Бану Курайза. От рода Бану Курайза остались лишь двенадцать человек. Он отдал их ауситам: каждым двум мужчинам ауситов отдал одного из Бану Курайзы и сказал: «Пусть ударит такой-то, а такой-то будет добивать». Среди тех, кого он отдал ауситам, был Кааб ибн Йахуда. Он занимал видное положение в Бану Курайза. Пророк отдал его Мухаййисе ибн Масуду и Абу Барде ибн Нийару. Абу Барда – это тот, которому Пророк разрешил заколоть козленка в день принесения жертв. Пророк сказал: «Пусть ударит его Мухаййиса, а Абу Барда его пусть добивает».
Мухаййиса ударил его так, что не отрубил ему голову полностью, потом добил его Абу Барда. Хуваййиса, который был тогда неверующим, сказал своему брату Мухаййисе: «Ты убил Кааба ибн Йахуду?» Ответил: «Да». Хуваййиса сказал: «Но ведь, ей-богу, сколько жира в твоем животе от его имущества! Ты – подлый человек, о Мухаййиса!» Мухаййиса ему сказал: «Мне приказал убить его тот, кто если прикажет мне убить тебя, то я убью тебя!» Он удивился его словам и ушел от него пораженный. Рассказывали, что он просыпался по ночам и удивлялся словам своего брата Мухаййисы до утра, приговаривая: «Ей-богу, вот это религия». Потом он пришел к Пророку и принял ислам.
Ибн Исхак рассказал: «Посланник Аллаха после возвращения из Бухрана пробыл в Медине месяцы джумади аль-ахира, раджаб, шаабан и месяц рамадан. Курайшиты напали на него при Ухуде в месяце шавваль третьего года.