Иранский философ, естествоиспытатель, врач, математик и поэт, ибн Сина жил в IV веке исламской эры, в эпоху расцвета знаний и наук при династии Абассидов. Он был придворным врачом дайлемитских султанов, саманидских эмиров, визирем в Хамадане. Он оставил богатейшее творческое наследие: более 450 трудов в 29 областях науки, из которых сохранилось только 274.
Жизненный путь
Биография известного ученого хорошо дошла до наших дней, поскольку до 30 лет ибн Сина сам описывал свой жизненный путь, а затем этим занялся его ученик Аль-Джузджани.
Шейх Абу Аль-Раис Шараф Аль-Мульк абу Аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Аль-Хасан ибн Сина (980-1037), известный в Европе как Авиценна, выдающийся врач и философ мусульманского мира, родился в селе Афшана близ Бухары (нынешний Узбекистан).
Бухара была тогда славной столицей государства Саманидов. Тут строились роскошные мечети, сюда съезжались образованные люди – архитекторы, поэты, философы, врачи, город славился богатейшей дворцовой библиотекой. Отец ибн Сины был довольно зажиточным чиновником, и вскоре семья переехала в Бухару.
Ибн Сина на таджикских сомониС детства ибн Сина был очень способным. Первые навыки образования были привиты отцом. Как раз в то время развитие исламско-арабской культуры достигло своего пика, а арабский язык был общепринятым языком передачи знаний. Ибн Сина начал изучение арабского языка у Абу Бакра Ахмада ибн Мухаммада Аль-Барки Аль-Харизми. А к 10 годам он уже знал наизусть Коран и освоил литературу. Позже он проявил интерес к изучению философии, геометрии, математики и астрономии, и отец направил его в школу Махмуда Аль-Масси, где мальчик был самым младшим учеником. Но вскоре даже самые взрослые слушатели школы приходили к нему советоваться, хотя Хусейну исполнилось всего 12 лет. Ибн Сина также изучал фикх – исламское законодательство – и суфизм с Исмаилом Аль-Захидом Аль-Бухари.
С 14 лет ибн Сина начал учиться самостоятельно, поскольку он легко осваивал все дисциплины. Самым трудным для него оказалось знакомство с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он писал, что несколько раз прочитал этот труд, но не мог понять. В этом юноше помогла книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». Причем позже ибн Сина также написал сочинение-комментарий к «Метафизике», в котором высказал себя вполне самостоятельным мыслителем и привлек внимание схоластиков.
В подростковом возрасте ибн Сина серьезно увлекся медициной, прочитал все медицинские трактаты, какие только были в Бухаре, начал посещать самых трудных больных. Предполагают, что увлек его занятиями медициной известный в те времена врач Абу Сахл Масихи, последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена, автор книги «Эмия, или Книга ста глав», которая для многих врачей была тогда медицинским учебником. Масихи оказал огромное влияние на формирование взглядов ибн Сины.
За успешное лечение самого эмира Бухары, ибн Сина в 17 лет был назначен личным врачом и визирем эмира, а также получил право пользоваться знаменитой библиотекой при дворе. «Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался», - говорил он.
Ибн СинаВ 18 лет юный врач уже вступает в дискуссии по вопросам астрономии, физики, философии с величайшими учеными того времени, в том числе с ученым-энциклопедистом Бируни. В это же время у ибн Сины появляются ученики.
Через три года ученый уже стал автором нескольких книг: энциклопедии по естественным наукам, многотомного медицинского словаря, книги по этике и 20-томной книги разъяснения законов.
Бухара доживала последние мирные дни. Государство разваливалось на части, в скором времени столицу захватили караханиды – тюркские кочевые племена. В 1002 году династия Саманидов развалилась, город был разграблен, библиотека сгорела...
Сразу после этих событий Ибн Сина отправился в город Ургенч, научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей известных ученых. В этой интеллектуальной среде ибн Сину начали называть «князем врачей». Однако после шести лет благополучной жизни в 1008 году ибн Сина отказался поступить на службу к дайлемитскому султану Махмуду Газневи, что стало для ученого началом многолетних скитаний.
В 1015—1024 гг. ученый жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с активным участием в государственных и политических делах эмирата. Успешно вылечив эмира Шамс ад-Давла от тяжелой болезни, ибн Сина получил должность визира, но нажил врагов в военных кругах. И когда те потребовали предать ученого казни, эмир отклонил требование, но решил сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы владений. Но уже через сорок дней с эмиром снова случился приступ болезни, поэтому он отыскал ученого и вновь назначил визирем.
Могила Авиценны, Хамадан, Иран После смерти эмира, ибн Сина попытался перейти на службу к правителю Исфахана, но в результате его на четыре месяца заточили в темницу. Последние годы жизни он провел в Исфахане, служа при дворе эмира Ала ад-Давла. Умер ученый в походе эмира в Хамадане в пятницу, во время месяца Рамадан в 1037 году, и был похоронен там же. В иранском городе Хамадан был поставлен памятник ибн Сине 28 апреля 1954 года, а на следующий день был торжественно открыт новый мавзолей ученого.
От философии до медицины
Ибн Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов. Среди книг, написанных ученым, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, химии, математике, музыке, геологии, истории, коранической экзегетике, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Многие из них нам известны – «Живой, сын Бодрствующего», «Трактат о птице», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии». Сохранились немногочисленные стихи в форме рубаи. Например:
«Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
Понимаю, что мне их прочесть не дано».
Фундаментальные философские учения ибн Сины содержит «Книга исцеления», обширную часть которой составляет «Книга о душе». В «Книге знаний» ученый на родном языке изложил свои философские учения. А «Книга указаний и наставлений» (философские идеи под влиянием суфизма) подводит итоги его философских размышлений. Философские сочинения содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения ибн Сины.
В 1025 он завершил важнейшее сочинение «Канон медицины» (Каnun fi'l Tibb), в главных чертах имеющее много общего с системой Галена. На арабском языке "Канон" был издан полностью только один раз, в 1593 году в Риме, но существует множество переводов его на латинский язык. Самым точным из них считается перевод Племия (Львов, 1658).
Но самый первый перевод на латинский язык был осуществлен в XII ст. и с того времени обеспечил ибн Сине самодержавную власть в течение пяти столетий во всех средневековых медицинских школах. «Канон» до конца XVII века оставался основным пособием не только для студентов, но и для врачей. Помимо анатомии человека, в «Каноне» изложено много практической информации.
В пяти томах энциклопедии Ибн Сина сопоставил и подробно раскрыл все, что было до него, медицинские знания от Греции до Индии обобщенные в одном труде. Первый том содержит теорию: физиология, диагностика, анатомия, хирургия. В этой книге представлены острые и хронические болезни, внутренние и кожные, их симптомы и способы лечения. Во втором томе речь идет о простых лекарствах – в общей сложности их почти восемьсот. Например, корни и кора многих деревьев помогают при болезнях. Два последующих тома описывают болезни человеческих органов, рассказывают о способах лечения. Как лечить переломы ребер, черепа, челюсти, носа, ключицы – об этом тоже рассказывает ибн Сина. В пятом томе представлены сложные лекарства и даются рецепты их приготовления. Некоторые из них состоят из 37 частей. Многие средства даны со ссылкой на древних европейских и азиатских врачей. Некоторые – впервые приготовлены и опробованы ибн Синой. Уже тогда ибн Сина привел некоторые косметические советы и описал методы хирургического лечения.
Ученый, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие (способствующие и предрасполагающие) и связующие (свойства организма, опосредующие действие внешних болезнетворных причин). Интересно, что ибн Сина подчеркивал значение условий возникновения болезни. Он писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешение необходимых факторов:
1) выбор пищи;
2) очистка от излишков;
3) улучшение того, что вдыхается через нос;
4) сохранение телосложения;
5) уравновешенность натуры;
6) уравновешенность физического и душевного движения;
7) приспособление одежды».
Совершенно новаторским является его подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря человеку определенный ряд слов, он фиксировал по изменению его пульса, какие слова провоцируют аффект, вызвавший болезнь. Не исключают, что это был первый в истории случай психодиагностики, причем его принцип предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы.
Всемирную известность получила также его медицинская поэма, написанная на арабском языке в стихах. Это, по существу, миниатюрный «Канон врачебной науки».
«Канон медицины» ибн Сины является историческим документом. Хоть большинство знаний, известных сегодня назовут это заблуждениями, его ценность – в обобщении лучших мировых знаний, доступных в то время, в один систематизированный текст. «Канон» дал будущим поколениям тему для переосмысления.
Философия бытия
Ибн Сина во многом следовал Аристотелю в классификации философских наук. Однако ученого не без основания называют «философом бытия», поскольку он разработал очень оригинальное философское учение о бытии. Вслед за Аль-Фараби он разделяет бытие на Необходимо-Сущее, существующее благодаря себе, и Возможно-Сущее, существующее благодаря другому. Необходимо-Сущее — духовная сущность, Бог – это не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама. Оно «доброе», «чистое», «чистый разум», «чистая истина». Возможно-Сущее — это природа и материальный мир. Эти два бытия всегда пребывают во взаимосвязи природы и духа. Дух вечен, значит и природа вечна. Таким образом, философия ученого является объективно-идеалистической. Однако у ибн Сины Необходимо-Сущее бытие не творит мир, все вещи материального мира как бы истекают (исходят) из Единого начала.
Много внимания философ уделил разработке проблем логики, которую он определяет как науку, изучающую истину, законы и формы мысли и процесс доказательства.
Ценной для историко-философской мысли является и теория познания ибн Сины. Отдавая дань своему времени, он утверждал, что познание — это соединение души с разумом.
Ибн Сина делит человеческие умственные способности на три группы:
1) способности, свойственные и людям, и растениям (вегетативная группа) – кормление, рост, репродукция;
2) способности, свойственные людям и животным, но делают превосходными над растениями – способность движения, понимания и ощущения;
3) способности, возвышающие человека над животными – активная способность, управляемая практическим поведением человека и познавательная способность, управляемая интеллектуальным поведением. Ибн Сина называет их интеллектом, но первая способность считается практической, а вторая - созерцательной.
Ибн Сина за работойКаждая из способностей – это просто разные функции души, которая имеет нематериальную природу. Философ говорит: «когда умирает и гниет тело, душа освобождается, и становится совершенной в мудрости, добре, знаниях, стремится к божественному свету. Охваченная божественным присутствием, душа обретает спокойствие и слышит зов небесных созданий: «О душа, вернись с миром к Господу, войди наряду с моими покорными слугами в рай».
По мнению ибн Сины, человек по своей природе стремится к хорошему, но приспосабливается к влиянию окружающей среды, в зависимости от образования, и меняется. Философ считает, что все моральные качества приобретаются, и у человека есть возможность до того, как сложится характер, сохранить эти качества; и когда душа столкнется с плохими качествами, человек сможет противостоять им, проявив силу воли.
Ибн Сина считает, что у человека есть божественная и социальная сущности. Поскольку люди созданы Богом и не могут жить в изоляции, они нуждаются в обществе для выживания, роста и образования. Но общество должно следовать священным законам Бога, которые передаются через пророков в виде божественных откровений, так как общество нуждается в человеке, который регулировал бы взаимоотношения, и в человеке, издающем законы. На пророка, по мнению ибн Сины, возлагаются законы и управление обществом с помощью божественных откровений, при этом необходимо, чтобы ворота иджтихада (личные интерпретации исламских законов) оставались открытыми, чтобы в последующих столетиях допустить пришествие новых обстоятельств и событий. Таким образом ибн Сина определает необходимость выбора халифа, на которого возлагается контролирование следования закону и управление народом. Поскольку пророк не оставил последователей, выбор халифа возлагается на высокопочтенных людей. Чтобы иметь право управлять людьми, халиф, по мнению ибн Сины, должен обладать политической властью, быть способным, храбрым, умеющим организовывать людей, знатоком священного закона.
Мировое значение
Научное и философское наследие ибн Сины является очень важным связующим звеном единой культурной традиции человечества. Ученый внес новое во многие области научной деятельности. Его трактаты были чрезвычайно популярны на Западе и Востоке.
Многие книги ученого пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат неразобранными, и, возможно, человечество их откроет.
Ибн Сина стал героем легенд, песен, сказок. В его честь Карл Линней назвал род растений — Авиценния. В Таджикистане его именем названы медицинский университет и горная вершина. В родном городе ибн Сины открыли музей в его честь. В Самарканде и Бухаре есть улицы названные в честь ибн Сины. В Бухаре в 1990 году открыли медицинский институт и назвали именем ученого.
Идеи Ибн Сины о бескорыстном служении Прекрасной Даме, изложенные в «Трактате о любви», легли в основу поэзии миннезингеров, трубадуров, а в конце европейского средневековья породили концепцию любви Данте Алигьери. Не случайно писатель упоминает имя Ибн Сины среди величайших мыслителей всех времен и народов.
Ибн Сина, учёный, одержимый исследовательским духом, он стремился охватить все отрасли знаний. Неудивительно, что в высших кругах интеллектуалов он был прославленным эрудитом. До сих пор все помнят его «крылатые» слова: «Я мыслю, и это значит, что я существую».
http://umma.org.ua