В Российском исламском университете прошла научно-практической конференция «Вакф: история и современность в России», организованная кафедрой Исламской экономики и управления РИУ
В Российском исламском университете прошла научно-практической конференция «Вакф: история и современность в России», организованная кафедрой Исламской экономики и управления РИУ.
Во встрече приняли участие генеральный директор фонда «Вакф Республики Татарстан» Гамир Гибадуллин, кандидат исторических наук, доцент КФУ Марат Гибадуллин, кандидат исторических наук, юрист Ильшат Мухаметзарипов, а также преподаватели, среди которых Камиль Валиуллин,Махаммад Муратов, завкафедрой Исламской экономики и управления, к.э.н. Галим Вахитов и студенты РИУ.
В ходе конференции были озвучены такие вопросы, как «Вакф Республики Татарстан», «Теоретические основы вакфа в исламском праве», «Становление и развитие татарского предпринимательства в 18 – начале 20 века», «Современное законодательство о вакфе», «Проблемы реализации вакфа в условиях царской и современной России», «Возможности и перспективы реализации вакфа в современной России» и «Роль вакфа в развитии современного мусульманского образования».
Гамир Гибадуллин обратился к студентам РИУ с приветственной речью. Он, в частности, подчеркнул, чтоидея вакфов среди татарских мусульман была развита столетиями: «Вакуфная идея переживала разные времена, но эта система всегда существовала. Сначала падение Казанского ханства, затем революция 1917 года внесли значительный урон этой системе. Однако, архивная память еще хранит данные о том, кому, что и когда было передано в качестве вакуфного имущества», - отметилГибадуллин.
«Сегодня на государственном уровне идет работа по возврату культовых зданий и земель. Ряд объектов по Татарстану уже переданы или находятся в процессе передачи. Сейчас наблюдается активизация по реализации данного законодательства, работа идет ускоренными темпами. Необходимо воспользоваться уникальной возможностью, пока государство целиком лицом к верующим», - отметил гендиректор фонда.
Также гендиректора фонда «Вакф Республики Татарстан» при ДУМ РТ напомнил, что до революции татары имели свое вакуфное имущество в Джидде, Мекке, Медине и Стамбуле, где останавливались наши паломники и шакирды. По оценкам историков, в одной только Мекке насчитывалось около ста единиц вакуфного имущества, принадлежащего российским мусульманам.
«Необходимо найти документы о праве собственности и, опираясь на нормы международного права, проработать вопрос о возможности возвращения этого имущество в пользование мусульманам России, чтобы оно и в дальнейшем смогло приносить пользу нашей умме», - обратился к студентам РИУ генеральный директор фонда «Вакф Республики Татарстан» Гамир Гибадуллин.
Преподаватель кафедры Исламского вероучения Мухаммад Муратов раскрыл основные положения вакфов, рассказал о видах вакфов с точки зрения различных правовых школ в Исламе.
Кандидат экономических наук, доцент КФУ Марат Гибадуллин рассказал, в свою очередь, о формировании мусульманского предпринимательства среди татар.
«Предпринимательство среди мусульман имело свои особенности: им приходилось подстраиваться и под законодательство государства, и соответствовать нормам шариата».
Расцвет предпринимательства среди татар, по словам ученого, пришелся на 19 век, когда мусульмане стали частью Российской империи. Именно в 19 веке мусульмане в своих правах были полностью уравнены с христианскими и русскими предпринимателями. Мусульманское купечество тех лет было широко представлено – это и Уфа, и Оренбургская, и Рязанская области. «Татарское купечество в те годы рассматривалось как один из помощников в развитии отношений и дипломатических связей между Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Хивой и другими странами Средней Азии», - отметил ученый.
Были упомянуты такие великие татарские меценаты, как Акчурины, Дебердеевы, Агишевы;Ибрагимов, оборот торгового дома которого превышал более миллиона рублей; Хусаинов из Оренбурга; купцы-золотопромышленники из Башкортостана братья Рамиевы; Рахматуллины-Субаевы – первые в Татарстане создатели предприятия по переработке нефти, которое являлось самым крупным промышленным предприятием в Поволжье. Так, один только Хусаинов построил около тридцати мечетей и пятьдесят медресе по всей России, не считая тех, где он выступал соучредителем. «Самый яркий пример вакуфного имущества тех лет – это приют Юнусовых: первые этажи которого были отведены под коммерческую недвижимость, доходы от которых, в свою очередь, использовались на содержание данного приюта», - отметил Марат Гибадуллин.
Также ученый напомнил, что в Казани, Самаре, Оренбурге, Петербурге и Иркутске были созданы центры помощи мусульманам. Отдельно были созданы благотворительные организации для помощи нуждающимся женщинам-мусульманкам, учредителями которых были, в основном, жены крупных предпринимателей.
Камиль Валиуллин в своем докладе «Вакф у татар в 19 – начале 20 века» подчеркнул особенность организации вакуфной системы у татар, отметив: «Вообще у татар сложилась уникальная система: строились мечети, тут же при ней строились медресе и торговые лавки, земли сдавались в аренду. Строились не только культовые здания, но и целый комплекс, который позволял содержать эти учебные заведения».
По словам Камиля Валиуллина, средства от вакуфного имущества в те годы направляли в первую очередь на содержание мечетей и медресе, издательство религиозной литературы, развитие мусульманского образования, и уже потом на помощь нуждающимся мусульманам.
В целом все участники конференции сошлись на мнении о том, что сегодня необходимо возрождать добрые традиции меценатства татарского народа, обратили внимание на необходимость развития этой стороны деятельности среди предпринимателей-мусульман, сообщает
Исламский портал.