В декабре 2011 года на сцене Татарского государственного академического театра им. Галискара Камала состоялась премьера спектакля «Любовь бессмертная» («Үлеп яратты»). Спектакль был посвящен жизни и деятельности выдающейся личности, ...
В декабре 2011 года на сцене Татарского государственного академического театра им. Галискара Камала состоялась премьера спектакля «Любовь бессмертная» («Үлеп яратты»).
Спектакль был посвящен жизни и деятельности выдающейся личности, педагога-просветителя, первой в истории ислама женщины-казыи (исламского судьи) Мухлисы Буби.
Судьба этой женщины многогранна, трагична. Спектакль открывается драматической сценой: сотрудники НКВД приходят к ней в дом с обыском, находят золотые украшения, которые она копила всю жизнь для того, чтобы осуществить свою мечту — совершить паломничество в Мекку (хадж), и обвиняют в контрреволюционной деятельности.
В конце XIX — начале XX веков в селе Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) создается уникальный для татарского общества того времени комплекс мужской и женской школы. Историки утверждают, что подобного очага просвещения для женщин не было в то время не только у татар, но, пожалуй, и во всем мусульманском мире. В медресе Иж-Буби обучались многие представители тюркских народов России. Сюда приезжали учиться из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Самары, Астрахани, Ташкента, Петропавловска, Семипалатинска и других городов. По типу медресе Буби было реформировано медресе Европейской России, и за ними и часть медресе Средней Азии. По своему уровню Иж-Бубинское медресе достигало тогда уровня знаменитого медресе Аль-Азхар в Каире.
Руководили комплексом, в котором позже появились и педагогические училища, Габдулла и Губайдулла Нигматулины (Буби), их сестра Мухлиса Буби заведовала женским медресе.
Мухлиса в одном ряду с братьями принимает активное участие в создании школы для девочек. К этому делу молодые просветители относятся с особым трепетом, так как считают, что именно воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры — одно из необходимых условий преодоления отсталости и обеспечения прогресса нации. Мухлиса, жены ее братьев Насима и Хуснифатима начинают самозабвенно служить благородному делу. Как пишет в своих воспоминаниях Губайдулла Буби, по вечерам они обучаются у мужчин, а днем преподают в медресе. За свою работу не получают ни копейки, трудятся, отдавая всю душу и силы ради процветания татарской нации. В 1905-1908 годы Буби добиваются открытия при своих школах педагогических училищ. В 1907 году им разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Примечательно, что эти свидетельства являлись официальным документом, и признавались административными органами России.
После разгрома женского медресе осенью 1912 года она переехала в Троицк и приступила к обучению девушек в открытой в 1910 году женской начальной школе. Брат Мухлисы Габдулла Буби был арестован в 1911 году и обвинен в пропаганде панисламизма. После освобождения из тюрьмы в 1913 году Габдулла Буби с семьёй выехал в г. Кульджа в Китай, где с женой Хуснифатимой организовал школу, которая имела и женские классы. Школа эта до сих пор стоит на своем месте, более того она является историческим памятником и охраняется китайским государством.
Стоит отметить, что Мухлиса Буби кроме того, что преподавала, являлась еще и первой в исламском мире и единственной в истории татар женщиной-казыей (судья шариатского суда). В народе ее называют «мулла-абыстай», признавая глубокие знания в области исламской теологии, мусульманского права. В 1917 году Мухлиса была избрана членом Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, и стала первой женщиной-кази в мире. Халили писал по этому поводу: "Мы не знаем такого явления в исламском мире. Даже в являющейся исламским государством Турции, как нам известно, нет такого». Назначение судьей шариатского суда женщины — первый случай в истории ислама. В то же время факт ее назначения указывает на уровень цивилизованности российского мусульманского общества того времени. В 1920 году проходят очередные выборы в Центральном духовном управлении мусульман. Мухлиса единогласно снова избирается казыей. К ней в поисках справедливости и защиты, преодолев сотни километров, приезжают женщины. Сегодня о Мухлисе Буби вспоминают не только как о просветителе, религиозном деятеле, но и как о первом политике среди татарских женщин. В мусульманском мире такие личности появились только спустя несколько лет. Только в 1950-х годах мир узнал об Индире Ганди, Беназире Бхутто как о защитницах прав женщин. То, что татары смогли вырастить такую личность, как Мухлиса Буби, свидетельствует о прогрессивном развитии татарской нации уже в начале века.
Репрессии, тяжелым катком проехавшие по судьбам татарских просветителей, не оставили в стороне и Мухлису Буби. В 1930 году ее арестовывают, обвинив в контрреволюционной деятельности. Через семь лет тюрем, издевательств и унижения, 68-летнюю женщину приговаривают к смертной казни. 23 декабря 1937 года приговор приводится в исполнение путем расстрела.
За последние три года в Татарстане в результате оптимизации закрылось 175 татарских школ. Та же участь ожидает сегодня и школу в легендарном селе просветителей братьев Буби, положивших на это дело всю свою сознательную жизнь. Лишь благодаря тому резонансу, который подняли журналисты в начале прошлого года, написав серию статей о необходимости сохранения татарской школы в данном селе, это учебное заведение до сих пор функционирует. Ведь помимо школы это еще и символ всего татарского образования: именно в Иж-Буби было открыто первое медресе для девочек, а впоследствии и первая учительская школа, дипломы которой признавались всеми органами российской власти, т.е. это был фактически педагогический университет. Стоит отметить, что университета, дающего высшее образование на татарском языке и готовящих соответствующих специалистов в Татарстане на сегодняшний день до сих пор нет.
И спектакль, обессмертивший образ Мухлисы Буби, оставшейся верной своим принципам до конца, которая благодаря своей вере смогла противостоять системе и не сломаться, звучит как вызов системе нынешней, противостоять которой поможет лишь вера в торжество справедливости, добра и знаний.
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus