Недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил организовывать празднование Курбан-байрама так, чтобы «не было вызывающих зрелищ, крови, безобразий», раздражающих остальное население. Если вспомнить, у нашей страны был опыт мирной жизни людей разных ...
Недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил организовывать празднование Курбан-байрама так, чтобы «не было вызывающих зрелищ, крови, безобразий», раздражающих остальное население. Если вспомнить, у нашей страны был опыт мирной жизни людей разных вероисповеданий. Поможет ли он уйти от столкновения цивилизаций? Предлагаем размышления по этому поводу ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина нашим читателям.
"Рост религиозности в Европе — это реакция на глобализацию, на нивелирование этнической и религиозной идентичности. Европа вспоминает о своих христианских корнях, но и мусульмане своих не забывают. Европейцы испытывают опасения в связи с изменением демографического баланса, мусульманское население растет. Элементы противостояния становятся все более заметны. Но Европе следует свыкнуться с мыслью, что она будет поликонфессиональной, и строить общество на основе этого принципа. Иного пути развития нет. Экономика требует дешевой рабочей силы, и люди из бедных мусульманских регионов едут в Европу. Дешевые рабочие руки нужны и Москве. Поэтому миграционный процесс никто не остановит. С мусульманами надо договариваться.
В этой связи отмечу, что российский дореволюционный опыт мало изучен. В XIX веке российские мусульмане осознали, что закрытые сообщества не имеют перспектив развития. И тогда система исламского образования была адаптирована к нуждам Российской империи. Кроме того, издавались газеты и журналы, создавались политические партии. И при этом мусульмане Центральной России жили не только в своих анклавах, но и в городах. Правда, в городах их было не так уж много. Тем не менее история показывает, что народы вполне могут не просто жить без конфликтов, но и плодотворно сотрудничать.
Проблема радикализации ислама существует. Два фактора влияют на этот процесс. Первый — невежество, недостаток полноценных знаний об исламе. Преодолеть его можно, совершенствуя систему обучения. Второй — явная дискриминация мусульман. В Швейцарии запретили строить минареты. Минарет не является обязательным элементом мечети. Сами мечети строить в Швейцарии можно. И в Великобритании тоже. А в Москве почему-то нельзя. Если человек вынужден читать намаз не в мечети, а на картонке, на тротуаре, в грязи, а не в чистом месте, как полагается, он может обозлиться.
С другой стороны, если в одном месте собирается свыше 50 000 человек и нельзя нормально ни пройти, ни проехать, то немусульман такая ситуация тоже раздражает. Отсюда вывод: надо строить небольшие мечети, на несколько сот человек. Не надо создавать конфликтных ситуаций, надо договариваться".
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus