Ответы руководителя исполкома Общественной организации кряшен РТ Людмилы Белоусовой на вопросы журналиста интернет издания «Православие.ру» Анны Захаровой.
Ответы руководителя исполкома Общественной организации кряшен РТ Людмилы Белоусовой на вопросы журналиста интернет издания «Православие.ру» Анны Захаровой
- Людмила Даниловна, о кряшенах в последние десять - пятнадцать лет много говорят и пишут, но по-прежнему трудно привести всё это к общему знаменателю. Так, кто же такие современные кряшены, чем они живут? - Самые обыкновенные, самые ни на что есть простые россияне, которые «проснулись» в годы перестройки, перенесли все тяготы вместе со страной и живут обычной жизнью…. Тем не менее, есть уже своя новейшая история, потери, достижения…. Например, свой государственный фольклорный ансамбль «Бермянчек» («Вербица»), государственная республиканская газета «Туганайлар» («Сородичи»), Центр изучения кряшен и нагайбаков при Институте Истории Академии Наук Татарстана… Всего этого мы добились благодаря и по инициативе наших общественных организаций и взаимодействию с органами власти. Так же, как у всех, есть свои проблемы. Не хватает своих кадров, специалистов по этнической культуре, этнопедагогике, этножурналистов, историков… Получить что-то – это одно. Реализовать, сделать – другое. Мы получили то, что просили. Теперь работать, искать, находить, добиваться, готовить кадры, работать с молодежью и детьми, чем мы сейчас и занимаемся. Провели два Форума кряшенской молодежи и есть молодежная организация «Бэрэкэт» («Благодать»), которая довольно успешно вписалась в молодежное крыло Ассамблеи народов Татарстана. На прошедшем недавно молодежном форуме народов Татарстана, например, из 120 делегатов наших было восемь и руководитель нашей организации входил в оргкомитет. Провели уже две смены этнолагеря для детей-кряшен «Айбагыр» («Подсолнух»). И на третью смену, которая пройдет летом 2014 года, выиграли грант Министерства экономики РТ в сумме 300 тысяч рублей. К Универсиаде в Казанском Кремле открылась выставка «Искусство кряшен», которая работала до середины ноября. По итогам выставки выпустили каталог, ставший первым академическим изданием в этом направлении. Можно говорить очень долго. .. Вообще, можно было бы сказать, что год прошел успешно, если бы не трагические события ноября…
- Какое место религия занимала в кряшенском национальном движении?
- И не самое первое, и не самое последнее. Общественная организация кряшен – это светская организация и входит в состав Ассамблеи народов Татарстана. Согласно Устава, мы вне политики и религии. Но всегда сотрудничали и с церковью, и со священниками. Не было случая, чтобы не приглашали духовенство на наши мероприятия: что Рождественский фестиваль, что молодежный форум, что научная конференция… Наши ученые, журналисты были в составе переводческой группы, когда мы, во главе со священником отцом Павлом, переводили на церковный кряшенский язык «Новый Завет» при поддержке Санкт-Петербургского отделения Российскогого Библейского общества. У меня самой, например, есть Грамота Владыки Анастасия за этот переводческий проект.
Было время, когда у нас, кроме единичных церквей, ничего не было. Люди собирались, встречались, общались в церкви. Она собирала, сплачивала.
- Последние события в Татарстане с поджогами церквей, в том числе и в кряшенских деревнях, вызвали волнения среди кряшенской общественности? - Именно с этой целью, на мой взгляд, они и были совершены, поэтому нужно было проявлять спокойствие и выдержку. Тем более, все понимали, что это дело рук врагов, которые хотят рассорить православных и мусульман, живущих веками рядом. К счастью, это понимает не только общественность, ну и простое население. Конечно, было больно, тревожно, было отчаяние. Ведь это были не только церкви, но и исторические памятники, построенные еще в 19 веке, это была душа народа. К счастью, власти оперативно приняли решения по восстановлению храмов и задержанию поджигателей, и население отнеслось с пониманием. Мы благодарны и мусульманам, которые поддержали нас и словом, и делом. Духовное Управление мусульман Чувашии перечислил для восстановления храмов 1 миллион рублей. Конечно, в таких ситуациях всегда находятся желающие половить рыбу в мутной воде и дестабилизировать обстановку, но таких единицы.
- Почему многим не нравится процесс воцерковления кряшен, не просто так жгут церкви? - Я не думаю, что есть в Татарстане люди, которым не нравится воцерковление кряшен. Есть люди, которым нужно раскачать лодку, нарушить стабильность, рассорить многонациональный российский народ. И не нужно поддаваться провокациям. Да, были и у нас сложные времена 90—е годы, в начале 2000-х. Они были связаны с тем, что не хотели нас признавать, как отдельную народность. Были непонимания с властями. Даже в те сложные времена церкви наши никто не трогал, это было святое. Так что не процесс воцерковления не нравится, а не нравится мир, созданный на протяжении многих веков. И нельзя использовать кряшен – добрый, тихий, скромный народ – в чьих-то грязных играх.
Tuganaylar.ru