2 октября в Выставочном зале ЕГМЗ (Елабуга) состоится открытие уникальной выставки «Коран: притяжение гармонии» из собрания Казанского историко–архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». Она представляет лучшую часть богатой коллекции исторически значимых и художественно оформленных рукописей и изданий арабского текста Корана.
2 октября в Выставочном зале ЕГМЗ (Елабуга) состоится открытие уникальной выставки «Коран: притяжение гармонии» из собрания Казанского историко–архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». Она представляет лучшую часть богатой коллекции исторически значимых и художественно оформленных рукописей и изданий арабского текста Корана.
Эта уникальная коллекция начала формироваться с 1995 г., когда был заложен первый камень в строительство мечети Кул Шариф. С того времени местное население, а также татары-мусульмане из других регионов России, стали передавать в дар будущей мечети дореволюционные издания арабского текста Корана, его толкования на татарском языке и богословские книги по кораническим наукам. Они продолжают поступать и по сей день.
Украшение коллекции составляют современные издания или факсимиле старинных рукописей Корана — дары руководителей государств, общественно–политических и религиозных деятелей, известных представителей культуры и науки мусульманских стран — Турции, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Азербайджана, Палестинской Автономии, Ирана и многих других.
Выставка открывается факсимильным изданием рукописи «Коран Усмана». Считается, что её оригинал, известный под названием «самаркандской», является одной из шести древнейших рукописей коранического текста, составленных по приказу праведного халифа Усмана (644-656). С этих шести рукописей (разосланных в главные города мусульман: Мекку, Медину, Куфу, Басру, Дамаск) началось распространение письменного текста Корана, который до этого был известен только в устной форме.
Кроме того, на выставке представлены миниатюрные Кораны, вложенные в серебряные или посеребренные футляры-«коранницы», украшенные поделочными камнями или цветным стеклом. На рубеже XIX-XX вв. такие коранницы с Кораном получили распространение и как женское украшение, и как оберег-амулет. Эти «издания с наперсток» содержат полный текст Корана, который без затруднений можно прочесть с помощью увеличительного стекла. Некоторые коранницы изначально дополнялись увеличительным стеклом, которое вставлялось вместо цветных камней в их крышку или прилагалось к кораннице.
По преданию, в России в конце XVIII в. миниатюрный Коран с коранницей использовался в качестве награды для мусульман, призванных на воинскую службу. Императрица Екатерина II, понимая, что отличившихся солдат-мусульман нельзя награждать крестом (как православных солдат) ввела в царской армии в качестве альтернативы награждение миниатюрным Кораном.
На выставке экспонируются взятые со старинных фотографий панорамные виды священных для мусульман городов Мекки и Медины, в которых пророку Мухаммаду был ниспослан Коран.
Выставку украшают шамаили турецких каллиграфов (хаттатов) и миниатюры из сочинения автора XIV в. Дарира Эрзрумлу «Сийар ан-набий» (Предания о пророке), посвященные разным этапам жизни пророка Мухаммада.
Выставка «Коран: притяжение гармонии» — четвертая по счету в рамках проекта «Музей-заповедник «Казанский Кремль» — музеям Татарстана» в год 20-летия Казанского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».
Пресс-служба министерства культуры РТ