Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Понедельник
декабря
news agency
of Muslims of Russian Federation

Конституция Республики Татарстан - Раздел I

Дата: 21.04.2009 Версия для печати

Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) (с изменениями от 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая и 21 июля 1999 г., 3 марта, 31 мая и 19 декабря 2000 г., ...

Конституция Республики Татарстан
(введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII)
(с изменениями от 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г.,
27 ноября 1996 г., 26 мая и 21 июля 1999 г., 3 марта, 31 мая
и 19 декабря 2000 г., 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г.,
15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г.)

По делу о проверке недействительности отдельных статей Конституции РТ см. Определение Верховного суда РТ от 31 марта 2004 г. N 3п-1-23/2004

Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа,
реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина,
исходит из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,
способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия,
создает условия для укрепления демократии, социально-экономического развития Республики Татарстан, сохранения исторически сложившегося единства народов Российской Федерации на принципах федерализма.

Раздел I. Основы конституционного строя

Решением Верховного суда РТ от 31 марта 2004 г. N 3п-1-23/2004 подтверждено, что положения части 1 статьи 1 Конституции Республики Татарстан в той части, что Республика Татарстан объединена с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией Республики Татарстан и Договором РФ и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, аналогичны по содержанию нормам учредительных актов других субъектов Российской Федерации, ранее признанным Конституционным Судом РФ несоответствующими Конституции РФ

Постановлением от 24 декабря 2003 года N 8-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан, согласно положениям которой суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, исходя из его содержания и конституционно-правового смысла, установленного настоящим толкованием с учетом взаимосвязи данного положения с иными нормами Конституции Республики Татарстан, нормами Конституции Российской Федерации, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", общепризнанными нормами о праве народов на самоопределение, закрепленными Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, следует понимать как основанное на волеизъявлении многонационального народа Республики Татарстан, выраженном референдумом Республики Татарстан 21 марта 1992 года, настоящее положение Конституции Республики Татарстан, которое в силу государственно-правового статуса Республики Татарстан как демократического правового государства, объединенного с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющегося субъектом Российской Федерации, закрепляет принадлежащую Республике Татарстан самостоятельность в той ее мере и степени, при которых самостоятельность Республики Татарстан:
выражается в обладании Республикой Татарстан всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает самостоятельное осуществление Республикой Татарстан всей совокупности принадлежащих ей исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, обеспечиваемое деятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Татарстан в пределах их компетенции, установленной Конституцией Республики Татарстан;
является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, в силу чего обладаемая Республикой Татарстан вся полнота государственной власти не может быть уменьшена или ограничена путем изъятия или перераспределения принадлежащих Республике Татарстан ее исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан каким-либо иным способом, кроме как изменением конституционно-правового статуса Республики Татарстан и в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан и Конституцией Российской Федерации;
не может быть признана или истолкована как такое качественное состояние Республики Татарстан, которое в своем правовом значении и реальном проявлении ущемляет или каким-либо иным образом ограничивает государственный суверенитет Российской Федерации, каким-либо образом затрагивает суверенные права Российской Федерации, осуществляется или может осуществляться в противоречии с ними.

Статья 1

1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.
2. Наименования Республика Татарстан и Татарстан равнозначны.
3. Статус Республики Татарстан не может быть изменен без взаимного согласия Республики Татарстан и Российской Федерации. Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия.
4. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан.

Решением Верховного суда РТ от 31 марта 2004 г. N 3п-1-23/2004 подтверждено, что положения части первой статьи 3 аналогичны по содержанию нормам учредительных актов других субъектов Российской Федерации, ранее признанным Конституционным Судом РФ несоответствующими Конституции РФ

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Конституция Республики Татарстан и поправки к ней принимаются Государственным Советом Республики Татарстан или путем референдума.
5. Никто не может присваивать власть в Республике Татарстан. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Татарстан, изданным по предметам ведения Республики Татарстан, действует нормативный правовой акт Республики Татарстан.

Постановлением от 30 мая 2003 года N 9-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан, согласно положениям которой территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна, исходя из его содержания и конституционно-правового смысла, выявленного настоящим толкованием с учетом взаимосвязи данного положения с частью третьей статьи 1, частью второй статьи 5, статьей 65 Конституции Республики Татарстан, а также частью пятой статьи 66, частями первой и третьей статьи 67 Конституции Российской Федерации, выражает конституционно-правовой принцип, устанавливающий целостность и нераздельность территории Республики Татарстан, означающие, что ни одна из определенных статьей 65 Конституции Республики Татарстан административно-территориальных единиц, равно как и отдельные части их территорий, не могут быть выделены из состава территории Республики Татарстан и отнесены к территории другого субъекта Российской Федерации иначе как с согласия Республики Татарстан, а также закрепляющий недопустимость одностороннего изменения границ Республики Татарстан, в том числе посредством изменения ее статуса в порядке, не предусмотренном конституционным и законодательным регулированием Российской Федерации и Республики Татарстан, и являющийся конституционной гарантией обладания Республикой Татарстан собственной территорией как неотъемлемым и существенным элементом ее государственно-правового статуса.

Статья 5

1. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна.
2. Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 6

Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.

Статья 7

Республика Татарстан вступает в отношения с субъектами Российской Федерации, заключает договоры и соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности совместных организаций.

Постановлением от 24 декабря 2003 года N 12-П Конституционный Суд РТ дал расширительное толкование части первой статьи 8 Конституции РТ:
Положение части первой статьи 8 Конституции Республики Татарстан по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу включает в себя правомочие Республики Татарстан по определению графической основы алфавита татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, употребляемого в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики наряду с государственным языком Российской Федерации, поскольку данное правомочие является составной частью права республики устанавливать свои государственные языки, закрепленного частью второй статьи 68 Конституции Российской Федерации.
В силу части первой статьи 8 во взаимосвязи с частью первой статьи 4 Конституции Республики Татарстан и пункта 7 части второй статьи II Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года с учетом положений части третьей статьи 11, части второй статьи 68, статей 71-73 Конституции Российской Федерации, определение графической основы алфавита татарского языка как государственного языка, установленного Республикой Татарстан, в том числе восстановление алфавита татарского языка на основе латинской графики, относится к ведению Республики Татарстан. Данное правомочие как составная часть конституционного права республик устанавливать свои государственные языки является одним из существенных элементов государственно-правового статуса Республики Татарстан и, согласно части третьей статьи 1 Конституции Республики Татарстан во взаимосвязи с положениями частей первой и пятой статьи 66 Конституции Российской Федерации, законодательным путем может быть отменено, изменено или ограничено только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Татарстан и в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 8

1. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

Статья 9

1. Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан.
3. Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства, государственные комитеты Республики Татарстан и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан составляют систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
4. Органы государственной власти Республики Татарстан при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности Республики Татарстан.

Статья 10

В Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 11

1. Республика Татарстан - светское государство.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 12

1. В Республике Татарстан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Общественные объединения вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
3. Не допускаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и целостности Республики Татарстан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещается использование в этих целях средств массовой информации, а также иных средств.

Статья 13

Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 14

Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.

Статья 15

1. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.
2. В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.

Статья 16

1. Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются в Республике Татарстан как основа жизни и деятельности народа.
2. Средства бюджета Республики Татарстан, иное государственное имущество, культурные и исторические ценности и другое имущество, обеспечивающее экономическую самодостаточность республики и сохранение материальной и духовной культуры, являются общенародным достоянием.

Статья 17

1. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты.
2. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.
3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий регулирует развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, кредитной, ценовой и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов.

Статья 18

1. В Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 19

1. Собственность неприкосновенна. Ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
2. Собственность не должна использоваться во вред государственным и общественным интересам, правам, свободам и достоинству человека.
3. Принудительное изъятие объектов собственности не допускается, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Статья 20

1. В Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Государственные органы содействуют развитию малого и среднего бизнеса.

Постановлением от 30 мая 2003 года N 9-П Конституционный Суд РТ дал толкование статье 21 Конституции Республики Татарстан: положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное в настоящей статье, в том его содержании и смысле, которые выявлены настоящим толкованием, означает устойчивую правовую связь, выражающую совокупность вытекающих из настоящей Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан взаимных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, и Республики Татарстан, что представляет собой конституционное закрепление одного из существенных элементов правового статуса Республики Татарстан как республики (государства), объединенной с Российской Федерацией и являющейся ее субъектом.

Статья 21

1. Республика Татарстан имеет свое гражданство.
2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан.
3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации.

Статья 22

Граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 23

Республика Татарстан имеет свои государственные награды.
Порядок их учреждения и присуждения определяется законом.

Статья 24

1. Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан. Законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, учреждения, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.
3. Законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.

Статья 25

Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" - составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан.

Статья 26

1. Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Республики Татарстан.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Татарстан.
18.12 Донор или вампир? Отдаешь другим, или ты забирающий реципиент?-- Для науки важный опрос!
18.11 Особый вид милостыни. Фото из репортажей раздачи гушра.
01.11 Советник муфтия Татарстана посетил ГУФСИН России по Свердловской области
31.10 Ришат читает Коран по рельефу
30.10 Рафаиль Сагитов получил новый вид коляски
23.10 Путин: Россия стремится упрочить авторитет БРИКС
23.10 Лидеры ОАЭ, Ирана тоже прилетели на саммит БРИКС в Казани. На подходе Турция.
23.10 Незрячие мусульмане приветствуют БРИКС. Они вдохновлены словами Путина.
23.10 Успешное начало саммита БРИКС в Казани
20.10 Как помочь приобрести комплект Корана незрячему?

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


Дети являются радостью в жизни человека, они делают её приятной, и благодаря их благодати выделяется удел (ризк), проявляется милосердие и умножается награда.


Шамиль Кашаф является одним из ведущих специалистов в области исламоведения в России. Его вклад в развитие науки и общественного диалога трудно переоценить.

«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1498

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф