Наши бесконечные споры о благочестии, порой, подменяют нам само благочестие, превращаясь в порицаемое ханжество.
Наши бесконечные споры о благочестии, порой, подменяют нам само благочестие, превращаясь в порицаемое ханженство. Мы не устаем доказывать свое виденье или же правильное понимание того, что значит быть благочестивым. Меж тем, Всевышний Аллах в суре «Корова» дает ряд конкретных критериев благочестия.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177)
Начало данного аята будто предупреждает нас от чрезмерного углубления в вопросы фикха (мусульманского права) – что косвенно свидетельствует о склонности человеческой натуры к тому, что называется «переходом от содержания к форме». Несомненно, фикх важен, но при всем при этом фикх не является самоцелью.
Затем аят дает описание внутреннего мира богобоязненного человека, отмечает центральные ориентиры, приоритеты. Здесь мы видим, как духовную часть (вероубеждение – акыда) «кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, совершал намаз», так и проявления этой духовности в окружающем мире (общественные отношения – мугамалят): «кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, выплачивал закят».
Резюмирует образ благочестивого раба несколько штрихов сугубо внутреннего мира (нравственность – ахляк): соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения».
Многим из нас попадались люди, которые не говорят ничего, кроме высокопарных, благочестивых слов и мыслей. Какими бы сладкими не были подобные речи, они оставляют странный осадок у слушателя. Подобный образ действий дезавуируется в заключительной части аята – «таковы те, которые правдивы». Иными словами, человек, который смог реализовать в себе часть, большинство, или все упомянутые в аяте черты и свойства, не будет раскидываться словами, он внутренне чувствует ценность дарованного ему блага.
В качестве финального аккорда хочу отметить, что социальная ответственность верующего за то общество, в котором он пребывает, возведена Всевышним Аллахом в ранг богобоязненности и благочестия. И этой сфере следует уделить особое внимание.
Автор: Ренат Музаферов
Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-blagochestie-ili-khanzhestvo
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
Мусульманин, чьим руководством является Коран и Сунна пророка, знает, что ребенок — это милость Аллаха, если дать ему правильное воспитание. Здоровое и развитое общество стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+