Выставка «Исмаил-бей Гаспринский и российские мусульмане», посвященная столетию со дня смерти великого крымско-татарского просветителя, открылась 29 сентября в Государственном музее Востока в Москве. Посетить ее можно будет с 30 сентября по 12 октября.
Выставка «Исмаил-бей Гаспринский и российские мусульмане», посвященная столетию со дня смерти великого крымско-татарского просветителя, открылась 29 сентября в Государственном музее Востока в Москве. Посетить ее можно будет с 30 сентября по 12 октября.
На открытие выставки собрались известные актеры, артисты и общественные деятели. Вниманию публики было представлено многогранное и богатое наследие выдающегося сына крымско-татарского народа. Среди экспонатов – личные вещи, фотографии, книги, документы и письма из фондов Мемориального музея Исмаила Гаспринского (Бахчисарайский историко-культурный заповедник).
Выставка призвана продемонстрировать те многообразные связи, которые соединяли Гаспринского и российских мусульман за пределами Крыма (будь то Поволжье, Москва, казахские степи или Санкт-Петербург), а также влияние его идей через газету «Терджуман», преподавание в медресе Зынджирлы и др.
На церемонии открытия выставки присутствовал также первый заместитель главы Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Дамир-хазрат Мухетдинов. Он зачитал приветствие главы ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина и отметил, что «идеи Исмаила Гаспринского родились не сегодня, о них стали говорить не сегодня, мы о них говорим целое столетие». «И не зря все наши татарские лидеры, просветители, ученые, богословы называют Гаспринского не иначе как Отцом нации. Поэтому с огромным уважением к этому великому человеку, с молитвами и памятью о нем, мы продолжаем все наши дела», - добавил Дамир-хазрат Мухетдионов.
Гаспринский все свое творчество и жизнь посвятил объединению мусульман России, считает заведующий Мемориальным музеем И.Гаспринского в Бахчисарае Якуб Аппазов. «Гаспринский – человек большой души, который всю свою жизнь и деятельность посвятил объединению мусульман и образованию российского мусульманства. Он был реформатором в образовании: советовал людям правильно относиться к тем познаниям, которые дает мир и цивилизация. Многие российские мусульмане до этого мало знали о Гаспринском. Но в свете последних событий Гаспринский вошел в Россию своими делами и идеями, о нем заговорил весь российский мир. Мусульмане России должны гордиться Гаспринским» , - сказал Якуб Аппазов.
Исмаил-бей Гаспринский родился в Крыму в семье прапорщика российской армии. После получения домашнего образования он обучался в начальной школе (мектеб), а затем казенной мужской гимназии в Симферополе и военной гимназии в Москве. Однако, не окончив учебы, Гаспринский вернулся в Крым, где стал учителем. В первой половине 70-х годов он путешествовал по Европе и долго жил в Османской империи. По возвращении в Крым его выбрали гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы, а с 1879 по 1884 г. Гаспринский был городским головой Бахчисарая.
В 1883 г. Исмал-бей стал издавать и редактировать первую российскую двуязычную тюрко-русскую газету «Переводчик-Терджиман». Долгое время она была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а к началу XX в. стала старейшей мусульманской газетой в мире. Именно Гаспринский начал издавать первый крымскотатарский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), а с 1906 г. – первый юмористический журнал на родном языке под названием «Ха-ха-ха». С его именем связано основание и развитие так называемого джадидизма (от араб. джадид – «новый») – просветительского движения исламских народов, которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер.
Гаспринский умер в сентябре 1914 г. в Бахчисарае и был похоронен на территории медресе Зынджирлы, в котором он долгое время преподавал.