Закят – третий столп ислама – это важный социально-экономический институт, призванный утвердить в обществе принципы справедливости и затрагивающий очень многие аспекты жизнедеятельности общества, сообщает портал Islamnews.ru и публикует статью посвященную этой теме
Закят – третий столп ислама – это важный социально-экономический институт, призванный утвердить в обществе принципы справедливости и затрагивающий очень многие аспекты жизнедеятельности общества, сообщает портал Islamnews.ru и публикует статью посвященную этой теме.
Жизнь современных мусульман значительно изменилась по сравнению с прошлыми столетиями. В XXI веке мусульмане сталкиваются с такими явлениями, как глобализация, безналичные или виртуальные расчеты, разворачивающийся на наших глазах новейший финансовый кризис. Вполне естественно, что у людей возникают вопросы, как лучше исполнить религиозные предписания.
Условия, в которых живут мусульмане в западном обществе и в России во многом схожи. Поэтому мнения ученых-богословов, проживающих на Западе, являются актуальными и для нашей страны. В представленном IslamNews материале собраны фетвы авторитетных западных мусульманских ученых и богословов относительно уплаты закята, опубликованные на сайте IslamOnline.net.
Условия выплаты закята
Одно из условий для выплаты закята – это наличие в течение года сбережений в определенном размере, при которых закят становится обязательным. Эта сумма называется "нисаб" и равняется стоимости 85 граммов золота. Срок, в течение которого должны храниться сбережения, составляет 354 дня или полный лунный год, и обозначается термином "хауль".
На практике это означает, что если человек располагает суммой, равной нисабу или больше этого, и прошел полный лунный год с того момента, как у него появилась эта сумма, то он должен выплатить закят в размере 2.5% от имеющихся сбережений. Важно не забывать, что обязательным является намерение потратить средства именно в качестве закята.
Если человек не имеет сбережений в размере, равном нисабу, но знает об увеличении заработной платы в будущем, то отсчитывать срок заранее не следует.
Доктор экономики из Университета Юты Монзер Кахф пишет, что в нисаб не следует включать сумму, предназначенную для срочной оплаты или выплаты долга. Поясняя это, ученый приводит пример: человек, получающий ежемесячный доход (скажем, в размере 70 тысяч рублей), имеет счет в банке, на котором на 1-е число месяца рамадана 1420 года хиджры лежит сумма, достаточная для выплаты с нее закята (например, 100 тысяч рублей). Если на 1-е рамадана 1421 года у него на счету оказалось только 70 тысяч (меньше, чем требуется для выплаты закята), но 29 шаабана (предыдущего месяца) 1421 года он получил зарплату, которую должен истратить полностью в течение месяца рамадан до следующей получки, то в таком случае он не обязан выплачивать закят.
Как платить закят владельцу собственного бизнеса
Что касается бизнесменов и предпринимателей, владельцев собственного предприятия (например, человек является владельцем ателье), то, отвечая на этот вопрос, специалист в области исламской экономки, консультант, экономист Монзер Кахф отмечает, что предприниматель должен выплачивать закят только со стоимости имущества за вычетом обязательств. Рассчитать размер закята можно следующим образом: наличные + банковские счета + запас товаров, готовых к реализации + товары, находящиеся в процессе производства + сырье для их изготовления + счета дебиторов – краткосрочная кредиторская задолженность = сумма, с которой следует уплатить закят.
Закят в рамадан
Многие мусульмане предпочитают вести отсчет срока хауль с месяца рамадана, так как в этот период многократно увеличивается награда за добрые дела. Чтобы начать отсчитывать хауль с рамадана, в этот месяц (обычно выбирают последние десять дней рамадана) производится выплата закята за предыдущий лунный год, возможно, неполный, и впоследствии время выплаты закята каждый год приходится на рамадан.
Можно ли выплачивать закят родственникам?
У многих мусульман возникает вопрос, можно ли давать закят нуждающимся родственникам. По мнению ученых, выплачивать закят нуждающимся родственникам можно, и это является очень похвальным делом.
Доктор Муззамиль Сиддики, известный общественный деятель США, мусульманский богослов, теолог, председатель Совета по фикху Северной Америки, отмечает, что закят не положено выплачивать следующим категориям родственников: жене, детям, внукам, родителям, бабушкам и дедушкам. Забота о них – это долг мусульманина. Выплачивать закят следует после того, как будут обеспечены ближайшие родственники, и еще останется сумма, равная нисабу. Получать закят могут бедные и нуждающиеся братья, сестры, дяди, тети, племянники и племянницы и т.д.
Авторитетный богослов из Саудовской Аравии, шейх Мухаммад Салех Ал-Мунаджид пишет, что нет ничего предосудительного в том, что человек выплачивает закят своим родственникам: брату, сестре, дяде, тете или любому другому родственнику, который находится в нужде.
Выплата им закята – это одновременно и милостыня, и поддержание семейных уз, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Милостыня, которая дается бедным – это милостыня, а милостыня, которая дается родственнику – это милостыня и поддержание семейных уз". (Передают имам Ахмад и Ан-Насаи).
Следует ли сообщать нуждающемуся о том, что ты платишь закят?
По разным причинам человеку бывает трудно сказать тому, кому он помогает, что таким образом он выплачивает закят. Согласно исламу человек не должен сообщать нуждающемуся, что тот получает закятные деньги, если информация об этом может задеть его чувства. Богословы говорят, что в таком случае лучше будет оказать человеку благодеяние, не задевая при этом его достоинство.
В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: "Если вы даете милостыню открыто — прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы творите" (Аль-Бакара 2:272).
Можно ли выплачивать закят за будущие годы и может ли считаться закятом дорогой подарок?
Специалист в области исламской экономики Монзер Кахф пишет, что в принципе выплата закята за будущее запрещается, так как закят – это ежегодная обязанность мусульманина. В то же время он считает, что можно выплатить закят больше установленного размера, если в этом в данный момент действительно есть необходимость. В таком случае он будет засчитан как закят за будущие годы.
Например, можно потратить значительную сумму, большую, чем закят текущего года, чтобы помочь остро нуждающемуся человеку.
Закят может даваться в виде продуктов питания, домашней утвари, одежды, средств передвижения (транспортных средств), жилья, если непосредственно в них есть острая необходимость. Сумма, превышающая предписанный размер, засчитывается в качестве закята за будущие годы. То есть считается, что человек уже выплатил закят за столько лет, на сколько ежегодных закятов хватит выплаченной им суммы.
В то же время, доктор Музаммиль Сиддики убежден, что выплачивать закят вперед можно. Согласно хадису, который приводит Ат-Тирмизи, а также Абу Дауд, Ибн Маджа и Ад-Дарми, когда Али (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об этом, он разрешил ему платить закят вперед.
Ученый отмечает, что если будет выплачено меньше предписанной суммы, то следует восполнить это, чтобы выполнить возложенные на верующего обязательства. Но если человек выплатил закят в большем, чем следовало, размере, то забирать эти деньги у бедного не разрешается. Отданное сверх предписанного станет садакой – милостыней, за которую награда у Аллаха, пишет доктор Сиддики.
Можно ли выплачивать закят в рассрочку?
Далеко не все знают, что допускается выплачивать закят в рассрочку, но только если выплаты производятся вперед. Предположим, человек рассчитал, что к концу этого года он должен отдать в качестве закята 50 тысяч рублей. Можно отдавать эту сумму ежемесячными или ежеквартальными платежами до конца года. Если человек скончался до того, как выполнил закятные обязательства, предписанную сумму за него должны доплатить его наследники, прежде чем будет поделено наследство.
Как убедиться, что закят дошел до нуждающихся?
Необходимо удостовериться, что выплаченный закят доходит до тех людей, кому полагается помощь. Если человек знает, что эти средства получают не те, кому они полагаются, или по небрежности допускает подобную ситуацию, то он должен выплатить закят снова. Однако если ошибка была неумышленной, то закят считается выплаченным, пишет Музаммиль Сиддики.
На Западе к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Если это надежные организации, которые распространяют средства в соответствии с нормами ислама, то можно смело отдавать им закят, и на выплатившем его человеке нет обязанности проверять, дошли ли действительно его деньги до адресата.
http://www.islamnews.ru/
Loading...