Своя модель ислама в России уже сложилась, однако пока еще открытым остается вопрос, как её реанимировать и адаптировать к современным условиям, считает Гумер Исаев, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока
Своя модель ислама в России уже сложилась, однако пока еще открытым остается вопрос, как её реанимировать и адаптировать к современным условиям, считает Гумер Исаев, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
"Российские мусульмане имеют свою давнюю традицию, пусть частично прерванную, но не утраченную, сохранившуюся в работах и опыте религиозных деятелей и исламоведов. Обращение к ней будет способствовать выработке свежих и эффективных концепций взаимоотношений с государственной властью, согражданами-немусульманами, мусульманами из других стран, - сказал Trend News по электронной почте российский востоковед Исаев. - Российские мусульмане внесли серьезный вклад в формирование особой цивилизации, которую представляет собой Россия и ее многонациональное сообщество".
За двадцать лет после распада Советского Союза, по мнению российского аналитика, мусульманская община России прошла сложный путь, в котором были как положительные - строительство мечетей и увеличение числа исламских учебных заведений, так и отрицательные моменты, главный из которых распространение исламофобии в обществе из-за конфликта в Чечне и появление радикальных сил, выступающих под знаменем ислама, большая часть которых имела иностранное происхождение.
"Надеюсь, что мы когда-нибудь сможем говорить о "российской" модели ислама, как сейчас говорим о саудовской или иранской, -сказал Исаев. - Попытки отторжения российских мусульман от России под знаменем политики принудительного отделения - сегрегации, как и "конфликта цивилизаций" будут обречены на провал, если мусульмане России активизируют свою роль в судьбе российского государства".
Если речь идет о взаимоотношениях религии и государства, религии и общества, то, по мнению Исаева, современный турецкий опыт ислама, совмещающий демократические взгляды с религиозными убеждениями, для России будет важным.
"Формирование и укрепление собственной модели развития в рамках исламской традиции является той задачей, которую должна решать современная мусульманская элита России", - считает Исаев.
Причину распространения экстремистских идей среди некоторых мусульман Исаев видит в социальной нестабильности, экономических проблемах и неспособности местных религиозных и политических лидеров предложить альтернативу проповедникам экстремизма.
В ноябре премьер-министр России Владимир Путин в поздравлении мусульман со священным праздником жертвоприношения указал на активное участие мусульманской общины в жизни страны: укреплении семейных ценностей, выступлении против проявлений религиозной нетерпимости и экстремизма.
В своем поздравлении российский премьер подчеркнул, что мусульманский праздник является "неотъемлемой частью богатейшего духовного наследия нашего многонационального народа".
Несколько лет назад Путин, будучи президентом, высказал мысль о том, что Россия может считаться частью мусульманского мира, поскольку в ней проживает около двух десятков миллионов мусульман.
В 2005 году Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция, а в начале 2007 года - статус наблюдателя и в Исламской организации по образованию, науке и культуре.
Trend News
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus