Имам Духовного управления мусульман азиатской части Ильхом Меражов в суде не признал вину в организации деятельности экстремистского объединения. Об этом Меражов заявил в пятницу на первом заседании мирового суда Октябрьского района Новосибирска по его делу.
Имам Духовного управления мусульман азиатской части Ильхом Меражов в суде не признал вину в организации деятельности экстремистского объединения. Об этом Меражов заявил в пятницу на первом заседании мирового суда Октябрьского района Новосибирска по его делу. Уголовное дело против имама следственные органы возбудили в 2011 году. Его обвинили в том, что он пропагандировал идеи турецкого философа Саида Нурси и был представителем ячейки основанной этим философом международного религиозного объединения (МРО) "Нурджулар". Книги Нурси разные суды ранее признали экстремистскими, а деятельность организации "Нурджулар" в России была запрещена решением Верховного суда РФ в 2008 году, сообщают
РИА Новости.
Операция по обезвреживанию членов религиозной организации "Нурджулар" в Новосибирске велась с 2009 года. По данным следствия, члены организации развернули свою деятельность в регионе с мая 2008 года, и она продолжалась по 2011 год.
Имаму и его помощнику, уроженцу Узбекистана, который также предстал перед судом, предъявлено обвинение по статье "организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации и запрете деятельности, в связи с осуществлением экстремистской деятельности". Санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы.
"Мне никто внятно не объяснил, какие именно деяния являются преступными", — сказал Меражов, выступая в суде. Он считает, что данный суд — "это процесс над религией".
"Я вас прошу, — обратился он к судье, — чтобы в нашей стране опять не произошли гонения (на религиозных деятелей)".
Следственные органы он обвинил в том, что они не разобрались в ситуации и ошибочно считают его действия экстремистскими. По его словам, он исповедует именно традиционный ислам. Доказывая свою невиновность в суде, имам, который был одет в религиозную одежду мусульман, не мог сдержать слез.
Государственный обвинитель обратил внимание суда, что в обвинительном заключении "нет ни одного слова" про ислам, поэтому, отметил прокурор, нельзя считать данный процесс направленным против ислама. "К исламу это не имеет никакого отношения. Они обвиняются в участии в "Нурджулар", — уточнил прокурор.
Однако подсудимый отметил, что "там есть фраза: "Занимались исламизацией населения региона".
Что касается деятельности "Нурджулар", из-за которой ему было предъявлено обвинение, Меражов отметил, что не знал, что деятельность этой организации была запрещена, так как эта информация не публиковалось. "Мы живем здесь в Новосибирске и ничего не знали", — сказал он.
В то же время он сообщил, что его защита пыталась обжаловать решение Верховного суда РФ о запрете деятельности "Нурджулар". Адвокат имама отметил, что его подзащитного судят из-за этого решения Верховного суда, которое ему закон не позволяет обжаловать, так как он не являлся стороной в том судебном процессе.
Прокурор Сергей Агеев, оглашая обвинительное заключение в суде, сказал, что подсудимые занимались агитацией и обучали жителей учению "Нурджулар", читали лекции по признанным экстремистскими книгам турецкого философа Саида Нурси.
"Миражова склонили в эту организацию неустановленные лица", — сказал прокурор, добавив, что целью "Нурджулар" было изменение конституционного строя страны.
Второй подсудимый — помощник имама — сказал в суде, что не понимает, почему книги Саида Нурси были запрещены и сейчас им из-за этого предъявлено обвинение. По его словам, в свое время он сам обучался по этим книгам.
Следующее заседание суд назначил на 14 февраля. На нем суд предполагает начать допрос подсудимых.
На последующие заседания защита попросила вызвать различных религиозных деятелей, рассчитывая, что их показания позволят снять с новосибирского имама обвинения в экстремизме. Адвокат имама заявил, что они пытаются пригласить в суд Новосибирска даже председателя совета муфтиев России.
Адвокат также попросил судью учесть, что подсудимый имам является доцентом кафедры математики в Сибирском университете потребительской кооперации и не может пропускать лекции для студентов. "Ему есть нечего, если он не будет ходить на работу, он не сможет кормить детей", — сказал адвокат.
Покидая судебное заседание, имам сказал журналистам: "У меня есть прихожане, студенты. Они не могут понять, как я мог вербовать людей".