7 октября 2010 года в Екатеринбурге прошел научный семинар, посвященный 130-летию Мажита Гафури, который был организован Институтом истории и архитектуры УрО РАН, филологическим факультетом Уральского государственного университета имени А. М.
7 октября 2010 года в Екатеринбурге прошел научный семинар, посвященный 130-летию Мажита Гафури, который был организован Институтом истории и архитектуры УрО РАН, филологическим факультетом Уральского государственного университета имени А. М. Горького, региональная общественная организация «Конгресс татар (Татары Урала) Свердловской области», Екатеринбургское региональное общество татарской и башкирской культуры имени Мажита Гафури.
В семинаре участвовало 29 человек, было заслушано 10 докладов. Уфимские исследователи Э. Г. Дударь и Е. Н. Лиханова прислали фильм по теме своего доклада. Тональность Гафурийским чтениям задавал доклад доктора филологических наук Фоата Галимуллина (Казань). Необходимо сменить исследовательские парадигмы — такой была центральная тема на семинаре. Сегодня Мажита Гафури надо перестать рассматривать как забронзовелый памятником в центре Уфы, а нужно видеть его живым гуманистом с гениальным даром слова, сообщает портал уральских татаров.
В частности, надо перестать муссировать этническую принадлежность классика. Поэзия Гафури — не татарская и не башкирская, но одновременно — и башкирская, и татарская. Мажит Гафури не только поэт двух народов, его творчество принадлежит всем тюркским народам. Сегодня, в начале XXI века, благодаря активной переводческой работе, уже нет преград для ознакомления со всеми его произведениями, для познания всех глубин их творчества. «И это дает нам полное право, считает академик В.Н. Чарушин, — назвать Мажита Гафури уральским писателем». Профессор кафедры татарской литературы ТГГПУ Ф. Г. Галимуллин предложил исследователям — казанцам и уфимцам — объединиться для выпуска академической энциклопедии «Мажит Гафури».
Второе — из докладов стало видно, что ранний Гафури иной, чем в последние годы жизни. Ранним произведениям Мажита Гафури были свойственны откровенная мусульманская нравоучительность, катехизисный рационализм. Это объясняется как кораническим образованием и мусульманским менталитетом поэта, так и влиянием на него рассудочно-просветительского направления восточной поэзии. На это обращал внимание ведущий гафуривед страны Зуфар Рамиев. Поэтому «торопить» социально-политическую эволюцию поэта не стоит, как и не нужно было советским литературоведам выдавать желаемое за действительное.
И, наконец, надо шире использовать возможности Интернет. Обсуждалась идея интернет-энциклопедии «Мажит Гафури» по принципу Википедии. Наднациональный характер Всемирной сети позволяет преодолеть рамки национально-региональной (будь то башкортостанской, будь то татарстанской) ограниченности. Участники Гафурийских чтений выразили уверенность, что именно такое, как Интернет широкое, всемирное видение классика Мажита Гафури и его творчества будет характерно XXI веку. Классика Мажита Гафури принадлежит миру...
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus