В Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России и Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) выразили поддержку обсуждаемому законопроекту о донорстве органов.
В Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России и Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) выразили поддержку обсуждаемому законопроекту о донорстве органов.
"Несмотря на многие недочеты, которые следует доработать в самое ближайшее время, будущий закон преследует высоконравственную, в полном смысле слова богоугодную цель - спасти чью-то жизнь", - говорится в заявлении ЦДУМ, переданном в четверг в
"Интерфакс-Религия". Как отметили авторы документа, если есть способ укрепить "чью-то распадающуюся плоть, предотвратить чью-то преждевременную кончину, мы должны использовать все существующие возможности для этого". "Чтобы мы ни делали, какие бы меры ни предпринимали, если человеку суждено покинуть этот мир, обмануть смерть не удастся никому, но шариат ислама утверждает необходимость всех мер медицинской помощи, в том числе и трансплантацию органов, - несомненно, при согласии самого донора или его ближайших родственников", - сказано в заявлении.
В то же время ЦДУМ призывает при работе над законопроектом учесть духовно-нравственные традиции народов России, "максимально исправить формальные несовпадения и временные условности по непосредственной процедуре посмертного изъятия органов, обратить внимание на особенности работы как государственных, так и коммерческих медицинских учреждений, будущие организационные и юридические трудности данных процессов, проблемы, связанные с детским донорством".
"Любая жертва не должна быть напрасной, и мы должны минимизировать потери в этом благородном деле.
В свою очередь глава Совет улемов РАИС муфтий Фарид Салман заявил "Интерфакс-Религия", что его организация приветствует предстоящее законодательное оформление процедуры трансплантации органов и иных схожих с этим медицинских процедур.
При этом он напомнил, что, один из общих принципов мусульманского права гласит: "Никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания". В понятие "имущество" входит не только его движимые и недвижимые категории, но и все то, что связано с самой личностью, его телом. Таким образом, отчуждение каких-либо частей тела, органов человека невозможно без правового на то основания.
"В случае с покойным правовым основанием на отчуждение его органов для дальнейшего использования иными являются или завещание, в котором покойный разрешает или не возражает произвести выемку частей его тела, органов, или согласие наследников, опекунов или близких людей покойного на использование органов или частей его тела", - сказал Ф.Салман.
Как отметил он, покойником в исламе считается человек, органы и конечности которого полностью перестали функционировать, тело остыло, кровь свернулась. В то же время, по его словам, органы или части тела человека, находящегося в состоянии клинической смерти, недопустимы в связи с тем, что понятие "клиническая смерть" в исламе тождественно предсмертной агонии и, таким образом, человек является еще живым.
Муфтий также указал на то, что, согласно шариату, передача органа одним человеком другому допускается только на добровольной основе, в виде пожертвования, в качестве помощи, и в этой связи "пожизненное юридическое оформление мусульманином своего пожелания пожертвовать своими органами является наиболее предпочтительным вариантом решения подобных ситуаций".
Он поддерживают государственную регистрацию подобных инициатив в виде регистра доноров и реципиентов.
В случае отсутствия прижизненного согласия или желания человека на посмертное пожертвование своих органов во спасение нуждающихся или отсутствия подобного согласия наследников, опекунов или близких покойного соответствующие органы могут принять решение об изъятии органов у покойного в исключительных случаях, связанных с необходимостью спасения человеческой жизни, но не превращая подобные исключения в норму", - подчеркнул Ф.Салман.
По его словам, части тела живого человека не могут быть переданы другому ввиду того, что в подобных случаях срабатывает исламский принцип "не допускается ни причинение вреда себе самому, ни нанесение ущерба другому в ответ на вред".
"Продажа человеком своих органов другому или органов покойного его наследниками, опекунами и иными связанными с ним лицами другому лицу, а также иная форма извлечения финансовой пользы из этой процедуры категорически запрещается. Органы или части тела человека не являются объектом торговли", - заявил собеседник агентства.
Он также призвал отказаться от практики вскрытия покойных в случаях, когда причины наступившей смерти не вызывают сомнений у соответствующих органов.