Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов заявил, что в республике силовики притесняют мусульман. Он попросил правительство Осетии создать специальную комиссию, которая будет изучать факты преследования мусульман работниками силовых структур.
Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов заявил, что в республике силовики притесняют мусульман. Он попросил правительство Осетии создать специальную комиссию, которая будет изучать факты преследования мусульман работниками силовых структур. В МВД республики эти обвинения опровергают. Чем же недовольны мусульмане?
О том, что силовики давят на мусульман Северной Осетии, муфтий региона рассказал на заседании Общественного совета при Министерстве по вопросам национальных отношений. По его словам, ведется дискредитация работы муфтия и ислама.
Он уточнил, что работников Духовного управления пытаются представить в качестве экстремистов. "С подачи силовиков в местных СМИ появляются публикации, где говорится, что мы вербуем молодежь, что мы радикальные исламисты, ваххабиты. При этом конкретных доказательств того, что мы в чем-то виноваты, нет. В последних сообщениях в СМИ муфтият чуть ли с грязью не смешивают, связывая нашу работу с сирийскими событиями. Ряд газет написали, что в Сирию, воевать на стороне сепаратистов, выехало 250 северокавказцев, среди которых двое осетин. Конечно, это еще большой вопрос, на самом ли деле это так. Но даже если допустить, что это имеет место, то что же получается — двое радикалов баламутят целую Северную Осетию. Конечно, это чушь. Но она умело используется для разжигания межрелигиозной розни".
Гацалов часто жалуется на притеснение мусульман в республике, но конкретных фактов не предъявляет, сказала
PublicPost руководитель пресс-службы североосетинского МВД Алла Ахполова: "То, что с подачи силовиков в прессе выходят статьи, порочащие мусульман, конечно, неправда. Мы не можем указывать журналистам, что писать. Да и с муфтиятом мы активно сотрудничаем, приглашаем на встречи. А те заявления, которые делает Гацалов, никак не подтверждаются. Конечно, я допускаю, что провокации возможны, но если есть конкретные факты нарушения и попирания прав верующих, то МВД немедленно реагирует на это".
Тем временем, по словам Гацалова, молодые мусульмане подвергаются гонениям со стороны силовиков: "Людей арестовывают, обвиняя в радикальных призывах, ваххабизме. Совсем недавно 14 мусульман, среди которых большинство из молодежи, были задержаны именно за то, что якобы призывали к распространению ислама немирными методами, т. е. их обвинили в экстремизме. Когда я стал поднимать шум вокруг этих арестов, то обвинения переквалифицировали в незаконное хранение оружия, наркотиков. Но факт остается ведь фактом".
По словам муфтия, в республике не расследуются и убийства религиозных лидеров: "Вспомним, например, то, как расследуют убийство моего заместителя Ибрагима Дударова. Точнее, как не расследуют это дело. Следователи не ищут убийц. Были обыски в доме Ибрагима, в квартире его матери. Несколько раз уже были многочасовые допросы вдовы Дударова, с проверкой на полиграфе. Ощущение сложилось, что Ибрагим кого-то убил, а не его. Расследование убийства явно имитируют".
Силовикам и правоохранителям не нравится, что ислам распространяется в Северной Осетии, говорит муфтий: "В уставе нашего Духовного управления прямо указано, что мы должны вести даават, т. е. призывать к исламу других. Российское законодательство этого не запрещает. Может, их пугает, что мусульман в регионе становится больше. Но лично я не понимаю, чего бояться тут. В личных беседах со мной некоторые работники полиции в пример приводят другие северокавказские республики, где радикальный ислам распространяется. Но Северную Осетию с ними сравнивать нельзя, т. к. тут совершенно другие по ментальности люди".
В Следственном комитете Северной Осетии пояснили, что у органов интерес вызывают мусульмане, отучившиеся за границей: "Из республики каждый год на учебу в Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию отправляются десятки молодых людей. Например, в Дагестане муфтият отправляет от своего имени на учебу только проверенных ребят. В одно время они даже приостановили отправку людей на учебу, т. к. те, вернувшись на родину, начинали проповедовать радикальный ислам, призывали к шариату. Почти то же самое наблюдается и в Северной Осетии сейчас. Оставлять все это без внимания правоохранители и полиция не могут. Но все делается в рамках закона".