Создание любой общественной структуры, в том числе в религиозной сфере, — это свидетельство активной позиции ее создателей и демократических возможностей нашего общества. Об этом заявил, комментируя создание Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), в своем интервью ИА «Регнум» член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко
Создание любой общественной структуры, в том числе в религиозной сфере, — это свидетельство активной позиции ее создателей и демократических возможностей нашего общества. Об этом заявил, комментируя создание Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), в своем интервью ИА «Регнум» член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко
«Я поздравляю учредителей РАИС. Я уверен, что ассоциация поможет решению многих вопросов мусульманской уммы, поспособствует диалогу между мусульманами и властями. Диалог должен идти о жизни общин, о свободе книгопечатания и научного обмена, о развитии образования, а также о других темах, в частности, о механизмах управления имуществом, подведомственным мусульманским структурам», — отметил Максим Шевченко.
«Речи о том, что новое объединение будет как-то управлять мусульманами всей России, не идет. Это невозможно как по географическим, так и по каноническим причинам. Мусульмане России принадлежат разным национальностям, живут в разных широтах, и уже поэтому управлять ими из одного центра невозможно. Но гораздо важнее то, что муфтий в мусульманском мире — это скорее администратор, а не духовное лицо. Он имеет полномочия в организационных, хозяйственных делах, но не играет роль духовного лидера. Здесь большое отличие ислама, например, от православия и католицизма, хотя об этом отличии часто забывают. Поэтому и организация, созданная несколькими муфтиями, может претендовать на участие в решении мусульманских проблем, но не на какую-то »власть«, — считает эксперт.
«Как раз поэтому не стоят выеденного яйца популярные разговоры о борьбе мусульманских духовных управлений. Гораздо полезнее помнить о том, что в исламе, по крайней мере суннитском, нет духовной иерархии, замкнутой на одного человека. Мусульманское духовенство — это не муфтии-администраторы, а алимы (религиозные ученые), шейхи и так далее. Они присутствуют не в духовных управлениях, а в конкретных общинах и в учебных заведениях. Именно с общинами, а также с исламской интеллигенцией государству важно начать диалог, не ограничиваясь несуществующей исламской »вертикалью«, как это делали царская и советская власть. Диалог по имущественным вопросам имеет смысл вести с общинами, распоряжаться вакуфами (землями и другим имуществом мечетей) целесообразно именно им. А то, что на уровне администраторов появляются новые объединения, процессу не повредит, это же демократия», — заявил Шевченко.
8 декабря в Москве состоялась учредительная конференция Российской ассоциации исламского согласия. В ее работе приняли участие руководители духовных управлений мусульман Ставропольского и Пермского краев, Мордовии, Урала и Рязанской области.
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus