По результатам всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводил наблюдения за потребительским поведением россиян, в начале 2015 года граждане, пытаясь приспособиться к кризису, закупая продукты впрок, сообщает " Бизнес- онлайн".
К концу года активность этих действий заметно снизилась. Также к декабрю россияне стали реже переводить рубли в валюту (9% против 13% в январе) и продавать ценное имущество или личные вещи (15% против 11%).
Около трети россиян уже более полугода покупают менее дорогие продукты или совсем отказываются от отдельных товаров и услуг.
В соцопросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 130 населенных пунктов 46 российских регионов.
По показаниям опроса, заметно возросла доля тех, кто больше полугода экономит на различных товарах, в том числе продуктовых (34% в декабре против 22% в январе).
Сократили расходы в первую очередь пожилые (44%) и люди с низкими доходами (42%).
К концу года увеличилось число тех, кто более шести месяцев реже совершает покупки или совсем отказывается от приобретения тех или иных вещей и развлечений (с 21% в январе до 35% в декабре).
Треть населения намеревается спастись от кризиса выращиванием овощей и фруктов на своем приусадебном участке.
Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода.
24% частенько берут в долг у знакомых, 20% принимают безвозмездную помощь от близких и столько же берут кредит в банке.
Самые непопулярные меры борьбы с кризисом — валютные накопления (9%) и продажа ценного имущества (5%).