Главврач родильного дома №2 в Ташкенте запретила своим сотрудницам надевать хиджаб. Причем не только на работе, но и вне ее. Женщин, осмелившихся проигнорировать требование руководства, вынуждают писать заявления «по собственному желанию».
Главврач родильного дома №2 в Ташкенте запретила своим сотрудницам надевать хиджаб. Причем не только на работе, но и вне ее. Женщин, осмелившихся проигнорировать требование руководства, вынуждают писать заявления «по собственному желанию».
Работы в ташкентском роддоме уже лишились пять медсестер, отказавшихся снимать мусульманский платок, и тем более давать письменные обещания не приходить на службу в хиджабе.
– Главврач роддома Зухра Наджимова вызвала к себе более двадцати сотрудниц и сказала им, чтобы они вообще не носили платки. – рассказывает радио «Озодлик» одна из сотрудниц роддома №2. - Мы ей сказали: «Но ведь можно носить обычные платки, которые завязываются сзади». В ответ она заявила, чтобы сотрудницы вообще сняли свои платки и не приходили в них на работу. После она заставила нас написать расписку со следующим содержанием: «Я сняла с головы свой платок, больше не буду его носить». Не подчинившимся она сказала, чтобы писали заявление об увольнении. Она запретила нам не только хиджаб, но и традиционные для узбекских женщин платки, которые завязывают сзади.
По словам сотрудницы, все санитарки и медсестры ходят на службе в медицинской форме, а хиджаб одевают только по окончании рабочего дня. Однако главврач запретила и это.
– У руководства роддома есть список таких сотрудниц. – свидетельствует на условиях анонимности другая подчиненная Зухры Наджимовой.
В администрации ташкентского родильного дома №2 опровергают сообщения о негласном запрете одевать хиджаб в служебное время, но сразу оговариваются, что ношение религиозной одежды в общественных местах запрещено узбекскими законами.
– Вы знаете, что существует административный кодекс республики Узбекистан, согласно 184 статье которого запрещается носить религиозную одежду в общественных местах. – говорит главный врач родильного дома №2 Зухра Наджимова. – Так как это государственное учреждение, никто не снимает у мусульманок платок, просто я предложила им не приходить на работу в хиджабе.
Главврач также опровергает свидетельства своих сотрудниц о запрете на хиджаб в неслужебное время:
– Это неправильная информация. Одну информацию можно растолковать по-разному. Мне нет дела до того, как они ходят у себя дома или на улице. Я отвечаю только за то, как они ходят на работе. На работе запрещается ходить в религиозном одеянии, потому что это считается общественным местом. Это государственное учреждение.
Тем не менее, негласный запрет на ношение мусульманской одежды или традиционного для узбекских женщин платка в ташкентских родильных домах все же существует. И далеко не первый год. Так, по свидетельству одной из сотрудниц родильного дома №1 в Сергелинском районе Ташкента, на данный момент у них не осталось ни одной санитарки или медсестры, которая осмелилась бы прийти на работу в хиджабе или обычном платке.
– Сейчас у нас нет не только сотрудниц, одевающих хиджаб, но и носящих платок. Тем, кто хочет устроиться к нам на работу, изначально объясняют об этом. – говорит сотрудница сергелеинского роддома. - Один-два раза к нам пришли женщины в хиджабе и хотели устроиться на работу, но руководство отправило их обратно.
Узбекские власти начали силовое давление на женщин, одевающих хидажб, в начале лета этого года. По словам верующих, сотрудники Службы национальной безопасности (СНБ), переодетые в штатское, вылавливали мусульманок на рынках Коканда и Маргилана, требовали обнажить головы. В июне облава на женщин в мусульманских платках повторилась у базара «Куйлюк» в Бектемирском районе города. По многочисленным сообщениям очевидцев событий, женщин, сопротивлявшихся сотрудникам милиции, силком волокли в автозаки. Таким образом узбекские власти пытаются одолеть распространение религиозного экстремизма среди молодежи, попавших под сильное влияние идей террористической группировки «исламское государство».
Айдар Салимзянов