Предлагаем вашему вниманию интервью с сирийским богословом Мухаммадом Тавфиком Рамаданом аль-Буты, являющимся сыном известного во всём мире учёного Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, погибшего в результате теракта 21 марта 2013 в Дамаске.
Предлагаем вашему вниманию интервью с сирийским богословом Мухаммадом Тавфиком Рамаданом аль-Буты, являющимся сыном известного во всём мире учёного Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, погибшего в результате теракта 21 марта 2013 в Дамаске.
– Вашего отца, Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути, знали во всём мире как учёного, он оставил после себя очень много книг и учеников. Насколько Вам сложно было пережить утрату отца и любимого сына?
– На самом деле, те, кто хотел уничтожить Ислам, убив имама-шахида, напротив, превознесли его. Стремление людей к его знаниям возросло в тысячи раз. И, несмотря на то, что его сегодня нет с нами физически, идея имама даже более известна, чем при жизни. Влияние его мыслей и взглядов тоже сильнее, потому что истинные знания – бессмертны. Именно такие знания и передавал великий имам народу. И пусть его учение живёт дальше, коли будет угодно Аллаху.
– Вы уже не первый раз в России. Как оцениваете роль и участие России в тех политических процессах, которые происходят в Сирии?
– Нет сомнений, что Россия благодаря своей принципиальной позиции показала свою истинную справедливость по отношению к Сирии, в то время как многие, кто должен был быть бок о бок, предали её. Арабские страны оставляют нас и отказываются от Сирии, да ещё потом отравляют туда убийц уничтожать сирийцев, Россия же встала плечом к плечу с народом Сирии. Мы выражаем своё почтение перед этим достойным благородством.
– Сегодня во многих арабо-мусульманских странах проливается кровь, происходят конфликты. Что же случилось с мусульманами и почему ими стало так легко манипулировать? Что вообще происходит?
– Проблемы мусульман начались не сегодня. Они длятся десятилетиями, а то и столетиями. У мусульман отсутствует так называемый тайм менеджмент. Если случается какой-нибудь инцидент, они сразу вспыхивают, их реакция бывает молниеносной, ответные действия становятся быстрыми. Происходит ещё один инцидент, и повторяется то же самое. Нет определённой стратегии. И в этом беда.
Только две группы людей будут иметь долгосрочный результат: те, кто хорошо разбирается во всех хитростях и премудростях политики, и те, кто обладает крепкой верой во Всевышнего Аллаха. Вера в Аллаха подразумевает следующие действия: когда ты вспахиваешь сухую землю, потом засеиваешь её семенами, но не выращиваешь. Просто веришь во всемогущество Аллаха, что Он пошлёт дождь, благодаря чему будет хороший урожай. Результаты такой веры могут наступить гораздо быстрее, чем мы их ожидали.
Мы, мусульмане, отстаём ещё и из-за того, что не планируем. Мы хотим построить поколение, но не решаем проблемы. Решение даже одной проблемы включает в себя множество различных подходов. Когда же вопрос касается построения целых поколений, то обязательно нужно своего рода планирование. Даже веря в Аллаха, мусульманин должен заботиться не только о потустороннем мире, но и об этом мире.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Если наступит Судный день и в руках одного из вас будет саженец дерева, то пусть он его посадит». Есть такие деяния, которые несут в себе благо и за это записывается вознаграждение. Вне зависимости от того, будут результаты или нет, всё равно мы должны творить благие поступки, поскольку результаты даёт Всевышний Аллах. Правдивым сердцем всегда будет доволен Всевышний, а довольство людей – не так уж и важно. Нас, в первую очередь, должны волновать результаты в вечном мире. Совершая благое с правильным подходом и пониманием, мы получаем как мирское, так и вечное, в противном случае – ни того, ни другого.
– Как мусульманам отвечать на вызовы современности, как преодолевать смуты? Как избежать конфликтов и противоречий, от которых сейчас страдает исламская умма?
– Происходящему в мире, вокруг себя не надо противостоять жёсткой позицией. Нам следует бороться со смутами, с которыми мы сталкиваемся, посредством следующих вещей:
- Знания. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Читай Именем твоего Господа, который сотворил тебя». «Скажи: разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают», «Не следуй тому, чего не знаешь» (сура «Аль-Исра», аят 36). Известно, что любые беды, постигающие нас, происходят только по причине невежества.
- Сильная связь с Аллахом. Наша проблема в том, что наша связь с Аллахом слишком слаба, сердца чёрствы. Мы мало уделяем времени Аллаху, в то время как тратим бесценное время на мирское. А ведь: «Разве он не знает, что Аллах всё видит», «Вы под взором (Аллаха) везде, где бы вы ни были» (сура «Аль-Хадид», аят 4).
Мы не боимся Аллаха в своих поступках. А чтобы исправить это положение необходимо часто поминать Аллаха, читать Коран, просить о прощении.
- Призывать к Аллаху мудростью и добрым увещеванием. Случается так, что, разговаривая с человеком, думаешь, что он далёк от Аллаха, но благодаря твоему хорошему слову он начинает уважительно относиться к тебе и, главное, поворачивается лицом к вере, к Создателю.
В нашем районе был человек, далёкий от религии. Когда я встречал его, сомневался, здороваться с ним или нет. Потом всё-таки решил с ним поздороваться с намерением, что, может быть, он встанет на прямой путь. Все мои наставления носили мягкий характер.
В итоге однажды он пришёл в мечеть и в разговоре со мной признался, что думал, что мы – фанатики, потому и боялся, однако, после бесед со мной он понял, что до сих пор пребывал в аду, у нас же он нашёл свой рай.
Не зря же говорит Аллах в Коране (смысл): «И спорь с ними наилучшим образом» (сура «Ан-Нахль, аят 125), а в суре «аль-Анкабут», в 46 аяте говорится: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом».
Путь призыва к Аллаху должен быть наполнен искренним стремлением к Нему. Сопровождаться он должен многочисленными мольбами (дуа) и теми способами, на которые я указал выше. Тот, кто ревностно относится к своей религии, не может оставить тонущего человека, будучи умеющим плавать, и не спасти его. Иначе где же человечность? Ни в коем случае нельзя смотреть на них со злостью, только лишь с милостью. Ведь может случиться так, что наша милость послужит спасением для других.
Беседовал Мухаммад Хаджи-Мурат Раджабов
Islam.ru