Фильм «Ной» Даррена Аронофски, вышедший недавно в прокат, успел наделать немало шума. Еще до выхода картины на экраны, фильм был запрещен к показу в Катаре, Кувейте, Индонезии и ОАЭ. Против «Ноя» выступили и христианские церковные лидеры, которые посчитали, что образ Ноя в исполнении Расселла Кроу получился слишком мрачным. Причиной же отказа мусульманских стран от проката послужило изображение в фильме пророка и посланника Аллаха, что по мнению большинства ученых – недопустимо.
Фильм «Ной» Даррена Аронофски, вышедший недавно в прокат, успел наделать немало шума. Еще до выхода картины на экраны, фильм был запрещен к показу в Катаре, Кувейте, Индонезии и ОАЭ. Против «Ноя» выступили и христианские церковные лидеры, которые посчитали, что образ Ноя в исполнении Расселла Кроу получился слишком мрачным. Причиной же отказа мусульманских стран от проката послужило изображение в фильме пророка и посланника Аллаха, что по мнению большинства ученых – недопустимо.
Даррен Аронофски – один из немногих американских режиссеров, использующих онтологическую линию развития в своих сюжетах. Он стоит особняком среди бесчисленной плеяды рафинированной голливудщины. Его фильмы пропитаны эпичностью, сюрреализмом, поиском глубокого смысла.
Тем не менее, рынок американского кино, больше напоминающий фастфуд, заметно пасует перед школами французского, итальянского, иранского кинематографа. Скудность американской мысли, ее духовного и культурного наследия замещается дешевыми спецэффектами и фентезийностью сюжетов.
Желая создать нечто особенное и эпичное, Аранофски обращается к текстам Священного писания и берет их за основу своего фильма «Ной». Но здесь режиссер замахивается на святое, разбавляя историю о пророке домыслами и несуществующими фактами, чем и вызывает недовольство общественности.
Ной - один из самых значимых пророков в истории человечества. Согласно писаниям, это был мудрый, наделенный недюжинной волей человек, способный противостоять унижениям своего народа и продолжать возложенную на него миссию. В переводе с иврита Ной (Но́ах) - «успокаивающий, умиротворяющий». В фильме же описан совершенно чуждый нашим представлениям персонаж – нервный и вечно мечущийся. Он лишь пытается угадать, в чем состоит воля Бога. Ему грезятся какие-то аллегорические полусны-откровения, в которых он совершенно путается.
В Коране дается ясное наставление пророку. «Мы внушили ему: построй ковчег, и ты будешь под Нашей защитой (23:26-27). Причем сам Ной просит Всевышнего очистить землю от неверующих - «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих» (71:25-27)
Но ключевым моментом, который противоречит букве писания, является то, как Ной вдруг решает избавить мир от всего человечества, оставив его лишь для жизни невинных животных. Чем делает вызов не только спасшимся на ковчеге, но и самому Богу.
В результате, главный герой из пророка и наставника перевоплощается в религиозного фанатика, который носится по ковчегу с ножом за новорожденными внучками, чтобы исключить возможность продолжения рода. Становится очевидным, что в этой истории режиссер слегка перепутал Ноя с Авраамом.
Задача Всевышнего, когда он спасает Нуха с его семейством или Лута с дочерями из Содома, как раз в том, чтобы дать возможность праведникам выйти из среды грешных, спастись, когда вокруг все будет гибнуть от греха.
«О Нух! Сходи на землю с миром и благословением от Нас тебе и общине, которая с тобой» (11:48)
Но, видимо, такой хеппи энд не устроил режиссера и он решил закрутить сюжет по-своему.
После просмотра фильма создается странное послевкусие. Стремление американцев все конвертировать в коммерческий продукт, используя беспроигрышный образ библейского сюжета, как привлекательную упаковку. Даже если это – Даррен Аронофски.