Изображение девочки украсило обложку июньского номера журнала National Geographic за 1985 год
«Афганская девочка» — один из самых известных и узнаваемых фотопортретов в мире. После его публикации на обложке National Geographic девочка с удивительными глазами цвета морской волны стала олицетворением миллионов беженцев, чьи жизни навсегда изменила война,пишет Аfghanistan.ru.
В 1984 году фотограф National Geographic Стив Маккарри (Steve McCurry) и его коллега Дебра Денкер (Debra Denker) собирали материал о жизни населения близ афгано-пакистанской границы. В пакистанском лагере для беженцев внимание фотографа привлекла девочка с необычными глазами. По словам учительницы, оказалось, что родители шестилетней девочки погибли при обстреле. Она добиралась до лагеря беженцев через горы вместе с братом, тремя сёстрами и бабушкой.
Фотограф сделал снимок девочки без дополнительного освещения , позже Стив признавался, что лишь спустя три месяца, после проявки плёнки понял, насколько неординарна получившаяся фотография.
«Она чем-то похожа на Мона Лизу. Вы не можете точно сказать, о чём думает эта девочка: испугана ли она, разгневана, удивлена, неуверенна; знает ли она сама о своей красоте? Каждый раз, когда вы смотрите на этот снимок, он может выглядеть по-новому. Такие фото и остаются в истории», — писал главный редактор издания «American Photo» Дэвид Шоннер (David Schonauer).
Изображение девочки украсило обложку июньского номера журнала National Geographic за 1985 год.
Как утверждает Стив Маккарри, в его жизни не было ни дня, чтобы кто-то не поинтересовался у него судьбой «Афганской девочки». Люди хотели помочь ей деньгами или удочерить. Мужчины хотели жениться на ней, а волонтёры признавались, что этот снимок помог им принять решение и отправиться помогать беженцам.
Попытки установить её личность, предпринятые в 1990-х годах, не увенчались успехом, так как фотограф даже не узнал ее имени.
В конце концов, Стив Маккарри, показывая снимок местным жителям, познакомился с братом своей модели Кашаром Ханом и добился разрешения встретиться с ней.
Так нашлась Шарбат Гуль (в переводе с пушту «Цветочный шербет»)- девочка, которая отражена на знаменитом снимке. Оказалось, что это был единственный раз в жизни, когда её сфотографировали. После того, как анализ рисунка радужки подтвердил личность «Афганской девочки», ей разрешили встретиться со съёмочной группой National Geographic и даже поучаствовать в фотосессии и видеосъёмке.
В конце 1980-х Шарбат Гуль вышла замуж за пекаря по имени Рахмат Гуль и вернулась в Афганистан в 1992 году. Всё это время женщина прожила в маленьком посёлке неподалёку от афгано-пакистанской границы (место жительства не разглашается по просьбе её родных). Муж работал в Пешаваре и посылал семье деньги, но сама она могла жить в загрязнённом городе только зимой из-за астмы. В браке у Шарбат Гул родились четыре дочери: Робина, Захида, Алия и ещё одна девочка, умершая вскоре после рождения.
Она почти не помнит своих родителей и никогда не чувствовала себя в безопасности, однако вспоминает времена правления «Талибана» как относительно стабильные после хаоса гражданской войны 90-х. Она строго придерживается ислама и считает, что выжила в хаосе войны по воле Аллаха.
Шарбат Гуль так и не смогла получить образование, но хотела выучить дочерей, хотя бы двух младших, поскольку образование откроет им новые возможности в жизни.
National Geographic оплатил лечение семьи Шарбат Гуль и помог им совершить паломничество в Мекку. В 2011 году Стив Маккарри рассказал в интервью, что поддерживает контакты с семьёй «Афганской девочки» и предлагал им материальную помощь, однако Шарбат Гуль не хочет внимания к себе. После съёмок документального фильма её семья переехала в другую деревню.
В последний раз «Афганская девочка» оказалась в центре общественного внимания в 2014 году. Пакистанские СМИ сообщили, что она нелегально проживала в Пешаваре по поддельному удостоверению личности вместе с мужем Рахматом Гуль и ещё двумя афганцами, Вали Ханом и Рауфом Ханом, которые якобы приходились ей сыновьями. Это обычная практика: чтобы легализовать свой статус, беженцы могут назвать себя родственниками другого человека, у которого уже есть пакистанское удостоверение личности. Саму Шарбат Гуль, однако, разыскать не удалось. Один из родственников семьи на условиях анонимности сообщил, что они переезжают из Афганистана в Пакистан и обратно в зависимости от ситуации с безопасностью. Представители Национального центра регистрации и обработки данных (NADRA) Пакистана отказались официально комментировать эту информацию.
Во время поисков Шарбат Гуль National Geographic создал благотворительную организацию «Фонд афганских девушек» (Afghan Girls Fund), которая помогала афганским девушкам получить образование. В 2008 году его переименовали в «Фонд афганских детей».
В 2015 году известный музыкальный коллектив из Финляндии «Nightwish» выпустил инструментальную композицию «Глаза Шарбат Гуль» (“The Eyes of Sharbat Gula”), вдохновлённую фотографией «Афганской девочки».