В эти дни всё внимание приковано к Палестине. После убийства двух израильских полицейских палестинцами 14 июля Израиль решил установить металлодетекторы на подходах к Храмовой горе в Иерусалиме. Этот шаг вывел из себя мусульман, и в ходе столкновений 21 июля погибли восемь человек. 23 июня стрельба в израильском посольстве в Аммане унесла еще две жизни. Корреспондент Le Monde в Иерусалиме Петр Смоляр разбирался в вопросе палестинской идентичности.
Металлодетекторы – не решение проблемы!
Металлодетекторы внезапно стали представлять как решение всех проблем с палестинской агрессией в старом городе, однако это не так. Прежде всего, они были установлены не у входа в старый город, а у двух улиц, по которым мусульманские верующие идут к Храмовой горе. Так, например, они не предотвратили бы убийство пограничника Хадаса Малки 16 июня у Дамасских ворот.
Решение об установке металлодетекторов было принято после убийства двух израильских полицейских тремя израильскими арабами 14 июля. Полиция выложила видеозапись того, как их пособник пронес оружие на Храмовую гору, где расположена мечеть аль-Акса. Правительство решило принять меры, последовав рекомендациям полиции.
Силы правопорядка пошли на исключительные шаги, закрыв гору для посещения и устроив обыски в здании занимающегося святынями иорданского фонда «Вакуф». Полицейские подозревали, что там может находиться целый склад оружия, однако нашли всего несколько ножей. Затем они установили металлодетекторы, однако предварительно не проконсультировались по этому поводу с фондом и представителями Иордании.
Правда, что в мечети Харам в Мекке и Медине, надо проходить тоже через металлодетекторы?
Да, но в таком сравнении упускаются из вида очень важные моменты. Мечеть аль-Акса и вся Храмовая гора представляют собой центр палестинского самосознания, вызывают у них подъем гордости и веры. Любой опытный представитель израильских служб безопасности скажет вам, что не стоит трогать гору и ее хрупкое равновесие, если вы не хотите вывести из себя палестинцев.
Доступ к этим святым местам опирается на статус-кво. Молиться там имеют право лишь мусульмане. Любое касающееся их окружения решение должно быть предметом предварительных консультаций.
Почему фонд Вакф, который следит за мечетью, против установки металлодетекторов?
В фонде посчитали металлодетекторы унижением и нарушением статус-кво. Поэтому они обратились к верующим с призывом не проходить через них, а молиться прямо на улице. В любом случае, главный партнер, с которым следует обсуждать новые меры безопасности, это Иордания.
Как вы помните, в ноябре 2014 года Израиль и Иордания заключили неформальное соглашение для снижения напряженности на Храмовой горе. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху обязался не допустить визитов министров и депутатов в священное для мусульман место. Были приняты меры и против иудеев-экстремистов, которые мечтают построить новый храм.
Далее, Израиль отказался от ограничений доступа мусульман в зависимости от их возраста и пола. Иордания в свою очередь обещала помешать молодым палестинцам, которых израильская полиция считала зачинщиками беспорядков, проникнуть ночью на Храмовую гору. До недавнего времени стороны выполняли все эти обязательства, что и объясняет отсутствие серьезных конфликтов.
Правда, что установка металлодетекторов является политическим решением, а не обеспечением безопасности?
Они были установлены по соображениям безопасности, тогда как в Шин-бет (служба внутренней безопасности) и армии опасались возможных последствий и в частности вспышек агрессии на горе и на западном берегу реки Иордан. Есть тут и политический расчет. Националистические и религиозные правые во главе с министром образования Нафтали Бенетом считают металлодетекторы способом утвердить израильский суверенитет.
Не стоит забывать, что до 1990-х годов в Израиле существовал прочный консенсус раввинов о том, что иудеям не следует подниматься на Храмовую гору. Там в свое время стояли первый и второй храмы, которые были разрушены соответственно 586 и 70 году до н.э. Но впоследствии охваченные мессианским порывом правые набрали обороты, раввины-экстремисты подталкивали туда верующих, министры и депутаты тоже не оставались в стороне. У палестинцев сложилось ощущение, что у Израиля есть тайны план по разделу Храмовой горы между представителями двух религий.
Что говорит Иордания, которой принадлежит суверенитет на Храмовой горе?
Иордания всю неделю занимала очень сдержанную позицию и стремилась убедить израильские власти отказаться от металлодетекторов. У нее сложились очень тесные отношения с еврейским государством, и оно совершенно не заинтересовано в открытом кризисе. Как бы то ни было, оно продолжает настаивать на прерогативах фонда «Вакуф», принимает во внимание мнение живущих в Иордании палестинцев и т.д.
Вчера ситуацию обострило нападение на сотрудника службы безопасности израильского посольства в Иордании. Тот убил нападавшего (его мотивы, видимо, были связаны с событиями в Иерусалиме), а также владельца его квартиры. Обе страны ищут решение, которое позволило бы всем сохранить лицо.
Может ли критика со стороны Лиги арабских государств и президента Турции повлиять на позицию Израиля?
Региональная обстановка, конечно, играет определенную роль, но решающим фактором ее не назвать. Прежде всего, критика со стороны ЛАГ была запоздалой и умеренной. Суннитские страны поглощены ситуацией с Катаром, а также конфронтацией с шиитской осью, которую возглавляет Иран. Они совершенно не заинтересованы в открытии в Иерусалиме второго религиозного фронта.
Что касается второй части вашего вопроса, чем больше проходит времени, тем сильнее все обостряется. Чем больше затягивается кризис, тем выше риск палестинской агрессии в Израиле и на западном берегу реки Иордан. Те, на ком лежит задача по поиску компромисса, тоже находятся не в лучшем положении, поскольку на них давит общественность. Нетаньяху не хочет, чтобы правые националисты обвинили его в капитуляции. Непопулярный глава Палестинской автономии Махмуд Аббас пытается воспользоваться народным гневом и заявил о разрыве всех контактов с Израилем, в том числе и по вопросам безопасности.