Смерть Усамы бен Ладена не приведет к нивелированию страха перед исламом, говорит профессор кафедры массовых коммуникаций университета Эрфурта, специалист по исламу Кай Хафез.
Смерть Усамы бен Ладена не приведет к нивелированию страха перед исламом, говорит в интервью Neue Zuercher Zeitung профессор кафедры массовых коммуникаций университета Эрфурта, специалист по исламу Кай Хафез.
Усама бен Ладен отлично понимал, как наиболее эффектно подать себя, считает Кай Хафез. «В видеообращениях он позиционировал себя как классического воина-мученика. Насколько этот образ соответствовал реальной личности лидера «Аль-Каиды», неизвестно. Однако его обращения буквально «проглатывались» как ближневосточными, так и западными СМИ, поскольку имели высокую новостную ценность».
Как подчеркивает далее эксперт, аналитики и ученые исходят сегодня из того, что современный терроризм - в отличие от предшествовавшего ему саботажного терроризма - представляет собой в большей степени коммуникационную стратегию, имеющую скорее символический смысл. «Жертвы терактов 11 сентября 2001 года, - продолжает профессор Хафез, - были для бен Ладена инструментом для выражения послания. И в этой попытке современного терроризма посеять панику во всем мире СМИ играют одну из центральных ролей».
По мнению Хафеза, фигура бен Ладена имела значение лишь в период становления террористической сети «Аль-Каиды». Позднее он превратился в объединяющую фигуру террористического движения с децентрализованной структурой. Со временем организация стала представлять собой «скорее идею радикального джихадизма», и для ее распространения мертвый бен Ладен будет играть ту же роль, что и живой, подчеркивает эксперт.
Истинным истоком распространения негативного образа ислама он считает не события 11 сентября в Нью-Йорке, а иранскую революцию 1978-1979 годов. «Для Запада она стала неким шоком, поскольку снова актуализировалась связь политики и религии. Это и привело к негативному восприятию ислама. Теракты в Нью-Йорке лишь укрепили эту тенденцию».
В настоящий момент, отмечает эксперт, исламофобия, которой подвержены в первую очередь такие европейские страны, как Германия, Нидерланды и Австрия, приводит к всплеску праворадикальных настроений.
Комментируя отношение Европы к арабским революциям, профессор Хафез говорит о существовании двух точек зрения. Согласно одной из них, перемены в арабском мире являются историческим шансом на пересмотр образа ислама. «Многим становится очевидно, что в исламском мире живет порядка 1,4 млрд. человек, стремящихся к демократизации». Вторая точка зрения более пессимистична.
Ее сторонники исходят из того, что следует различать позитивные тенденции на Ближнем Востоке и ситуацию с мусульманами, живущими в Европе. Так, в Германии всегда существовала разница между определенной эйфорией в связи с Россией и мигрантами из Восточной Европы. В этой связи Кай Хафез не думает, что арабские революции способны значительно повлиять на образ ислама.
«Инопресса»