Недавно мне посчастливилось познакомиться с одним очень интересным человеком из Италии – Матео Тенусси. Ему 28 лет, он учится в Кембриджском Университете и приехал в Казань изучать…. Ислам.
Недавно мне посчастливилось познакомиться с одним очень интересным человеком из Италии – Матео Тенусси. Ему 28 лет, он учится в Кембриджском Университете и приехал в Казань изучать…. Ислам.
Удивительно, человек, выросший в католической семье, в самом что ни на есть католическом государстве, интересуется исламом и татарским народом.
Кто такой Матео?
«Я родился и вырос неподалеку от Венеции – в небольшом городе Тревизо. У меня есть сестра, которая оказала на меня очень большое влияние, и я за это я ей очень благодарен. Родители привили мне любовь к чтению, чему я тоже очень рад. В детстве я много читал. Именно поэтому у меня широкий круг интересов. Я всегда люби учиться, в школе был самым настоящим ботаником (смеется). А став подростком я стал увлекаться панк-роком. Вот такое вот противоречие. Меня всегда привлекала эта мистика, чувство свободы и справедливости, которые выражались в песнях. Я закончил университет в Венеции, а теперь продолжаю обучение в Кембридже».
Как впервые познакомился с исламом?
«Мне всегда нравилась антропология и этнография. Я люблю изучать культуру. И всегда считал, что культуры равны, нет какой-то доминирующей. Но, тем не менее, я всегда любил свою культуру, и интересы были ограничены этим. Поэтому я вырос, не зная о существовании восточной культуры. Впервые я услышал о мусульманах через песню одной из популярных рок-групп в Италии «Чи-чи-чи-пи». Он пишется как СССР – это игра слов. Они определяли свой стиль как просоветский панк. Отсюда такое название. Они пели о СССР и были песни, посвященные жизни турков в Берлине.
Второй момент знакомства с исламом связано с Сараево. Мне было 18 лет, когда я в качестве волонтера отправился в Сараево. Там я познакомился с мусульманами, побывал в мечетях. Помню, тогда меня удивили следы войны повсюду. На стенах изображения оружия, ненависти. Я не понимал, почему люди убивают друг друга из-за идеологических соображений».
Почему он решил приехать в Россию?
«Вернувшись к себе на родину, я решил изучать события, которые произошли в Чернобыле. Я начал учить русский язык. Потом поехал в Москву. В это время мой друг, Антонино, жил и учился в Дамаске. Он изучал ислам. Это был 2011 год. Он пригласил меня в Сирию. Мне показалось интересным его предложение. К тому же он свободно владел арабским, а я не езжу никуда, если не знаю языка. Во-вторых, мне было интересно побывать в мусульманской стране. Я хотел сравнить свое видение об исламе с реальностью, пообщаться с мусульманами».
Каким было представление об исламе до этого момента?
«Формирование моего мировоззрения об исламе, как и у любого другого европейца, происходило по тому, что мы слышим и знаем по новостям. Очень сильное влияние оказало событие 11 сентября. А еще появление Аль-Каиды, а теперь еще и действия ИГИЛ. Все это наложило соответствующий отпечаток негативного восприятия ислама западными людьми. Официально на западе признается равенство религий и культур. Однако на практике этого нет. У людей сформировался плохой стереотип об Исламе. К сожалению, проблема современного общества в том, что не изучают положительные стороны Ислама. Акцентировать на войне, проблемах легче, это вызывает больше интереса. Все говорят о войне, но никто не говорит о том, как жить в мире. В Италии, например, люди не понимают, почему мусульмане забивают животных сами. Они считают мусульманский праздник жестоким и варварским.
А Вы знаете, что в Италии на всю страну всего лишь 8 мечетей?! На целую страну! Это же позор! У нас много мигрантов-мусульман, которые стали гражданами государства, работают и платят налоги. И они лишены равноправия. Везде говорится о свободе вероисповедания, но его нет. Если бы была доступна халяль еда, разрешено было забивать животных, им не пришлось бы делать это у себя во дворе или на глазах других людей. Вся проблема в том, что им не создаются условия, а это приводит к новым проблемам».
С чем связан его интерес к татарскому народу?
«Будучи в Дамаске, мой друг спросил меня, что я знаю о татарах и мусульманах России. А я ничего не знал. Поэтому, когда я вернулся в Россию, я стал спрашивать об этом. У меня был выбор поехать в Астрахань или Казань. Я поехал в Казань. И у меня впервые после Сараево были столь сильные впечатления. Этот мульти культурный город меня поразил. Я полюбил его богатую историю и культуру. Это удивительная, мощная и уникальная культура. Здесь никто не говорит о войне между религиями. Меня поразила толерантное отношение и сочетание востока и запада. Впечатления от поездки сказались на выборе новой научной темы – «Халяль культура в Татарстане». Именно для изучения этой темы я приехал сюда».
Религиозные представления и конфессиональная принадлежность
«Я просто ученый. Сейчас я не отношу себя ни к одной религии. Я вырос в католической семье и культуре. Однако я не принимал антропоморфизацию Бога, поэтому мне всегда было трудно поверить, что Бог может быть человеком В этом отношении мне очень нравится трактовка Бога в исламе. Она очень точная и сильная. Мне это ближе. Поэтому ислам мне больше импонирует. Я верю, что Мухаммад тоже пророк Божий, как и Иисус. Что же касается креста, то это лишь эстетический символ для меня».
Беседа с Матео Тенуссии была долгая и очень занимательная. К сожалению, трудно передать весь наш разговор и его рассказы о жизни и мировоззрениях. Однако, надеюсь, что читатель убедился, в уникальности этой личности. Матео останется в Казани в течение года. Быть может, ближе познакомившись с исламом, он все же признает себя мусульманином.
Алина Ахмет