Интервью заместителя муфтия РТ Ильдара хазрата Баязитова редактору исламского информационного портала Islam.ru
Интервью заместителя муфтия РТ Ильдара хазрата Баязитова редактору исламского информационного портала Islam.ru
– Мы побывали у вас в центре, видели ту работу, которую вы здесь проводите, нас очень удивила и порадовала эта работа. И важно, когда мечеть выполняет не просто функцию совершения намаза, а когда идёт социальная апортация общества, когда проводятся параллельно очень много других дел. Не могли бы вы рассказать о социальном служении в Исламе, о роли служении в мечети?
– Вы знаете, мы глубоко убеждены, что социальная работа является основной для мусульманина, потому что и в Коране и в хадисах очень много мест, где указывается необходимость оказания помощи малоимущим и сиротам. Даже о заботе незрячих есть такой хадис, где говорится, что кто сопроводит слепого в 40 шагов, тому обещан Рай. И мы видим очень много аятов и хадисов, повествующих о том, что социальна работа поощряется. И поэтому мы знаем, что практически каждый мусульманин должен быть социально полезным. Иначе нет смысла в существовании человека, если он не приносит никакой пользы окружающим и т. д. И то, что мы начали применять на практике, показало, что действительно Аллах даёт ещё больше благодати тогда, когда человек начинает заниматься этим, помогать малоимущим и т. д. А Всевышний даёт нам возможность развивать эту работу. Вы сегодня видели из какой маленькой мечети, где очень тесно и мало места, Аллах дал возможность немного расшириться в мечети Ярдан в центре Ярдан, куда приезжают незрячие и нуждающиеся, где ведётся работа. Думаю, что надо идти дальше и не останавливаться. И полагаемся на помощь Всевышнего и желаем продвигаться еще дальше.
– В вашем центре обучаются по системе Брайля, ведётся обучение тех, у кого полностью отсутствует зрение?
– Да, конечно, к нам приезжают на курсы с разных регионов Федерации для прохождения духовной и элементарной реабилитации. Под духовной реабилитацией мы подразумеваем приобщение к духовной практике мусульман. Учатся читать намаз, совершать омовение, а также подразумеваем работу с психологами. Потому что очень много незрячих, особенно вновь ослепших, находятся на грани депрессии, а некоторые даже на грани суицида. Были случаи, когда люди не хотели жить, и поэтому им необходима такая помощь, чтобы могли понять, что жизнь не закончилась, несмотря на то, что он не видит. Ведь он также дальше может жить, создавать семью, работать. Вот это включает в себя духовная реабилитация.
А под элементарной реабилитацией мы имеем в виду уроки по чтению и писанине, компьютерному обучению, домоводству, это тоже очень важно, учитывая местность. Всё это, постепенно конечно, мы нарабатывали. Потому что первая наша цель была – обучить Корану, потом мы поняли, что этого не достаточно, незрячему человеку как к любому инвалиду надо подходить комплексно, оказывать всестороннюю помощь. Поэтому постепенно складывалась, нарабатывалась методика наших курсов. У нас прекрасные специалисты с большим педагогическим стажем. В частности, Малика Ханумгелмутдинова разработала многие методики в работе с незрячими людьми, даже по работе со слабослышащими, сейчас она занимается разработкой методики работы с детьми-инвалидами, все категории стараемся охватывать, мы ведь не можем делить людей.
К сожалению, многие люди, которые имеют физические ограничения, сталкиваются со стеной, не понимания, что нам необходимо пробить эту стену, доказать всем другим, всем здоровым людям, что инвалиды это такие же люди, просто в них есть какие-то ограничения. Надо относиться к ним не с сожалением, не с жалостью, а как к равным, оказывать помощь как равному человеку. В интервью с Салахудиновой (она не может ходить) журналист задал ей вопрос: «Вы чувствуете себя ограниченной?» Она отвечает: «Ну, все мы ограничены, вот например, вы не можете летать, а я ходить, все мы ограничены». Вот видите, она перешла барьер психологически, а многие не могут перейти этот барьер. Поэтому, кто же ещё, если не мусульмане, будут заниматься этим?! Я думаю, что социальная работа и социальное служение является в настоящее время именно тем важным звеном, который поднимет престиж и уважение к нашей религии. И может даже отношение к мусульманам и Исламу в целом. Ведь какие страшилки показывают по телевизору и СМИ, ведь всё это не так, Ислам нас призывает совсем к другому, и мы должны это показать.
– Какой самый запомнившийся случай или человек, который проходил у вас обучение?
– Да, через наши курсы проходило очень много людей , есть и уникальные случаи. У нас был человек, который ослеп от удара молнии. Он был ограничен в движении, плюс – ничего не видел. Попал к нам, когда даже не мог самостоятельно ходить. И вот он, попав к нам, решил, что если он будет просить у Аллаха, то Аллах облегчит его участь. Представляете, человек, который 5 минут не мог стоять сам, позже стоял на таравих-намазах. Этот человек совершает таравихи по 40 минут, а в дальнейшем он начал обучаться более на двигательной системе, сейчас он выбран в селе имамом. Вот слепой человек, который и ходить не мог, сейчас занимается строительством мечети в Башкирии. Видите, никогда не надо терять надежду на лучшее. Люди должны понимать, что в любом случае Аллах даёт только ту ношу, которую человек может вынести. Конечно, и нам необходимо им помогать, понять это и показать всем, что Ислам – это религия мира, созидания и процветания. К сожалению есть такие деструктивные течения, которые навязывают свою версию Ислама, а мы же те, кто служим в духовной сфере и мы должны и доказать обратное, что Ислам это чистота и процветание.
Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов