Совсем скоро распахнет свои двери вторая по счету "Moscow Halal Expo 2011". Выставка - это уникальное мероприятие, проведение которого продиктовано растущей потребностью российских мусульман в получении продуктов и услуг, соответствующих нормам Ислама
Совсем скоро распахнет свои двери вторая по счету "Moscow Halal Expo 2011". Выставка - это уникальное мероприятие, проведение которого продиктовано растущей потребностью российских мусульман в получении продуктов и услуг, соответствующих нормам Ислама.
Подобные мероприяти проводимые в Москве и в Казани собирают огромное количество участников, посетителей. Это в свою очередь показывает, что индустрия халяль стремительно набирает обороты. Сами организаторы искренне надеяся на то, что Выставка станет не только знаковым событием для российских мусульман, но и послужит замечательным поводом для интересных встреч, создания деловых союзов, приобретения новых связей, контактов и друзей.
Вторая Московская международная выставка Халяль станет местом, где встретятся представители российских и зарубежных компаний Халяль-индустрии, состоятся бизнес-презентации, обучающие семинары и круглые столы по обмену опытом в сфере производства, стандартизации и сертификации продукции Халяль. В преддверии очередного мероприятия нам удалось побеседовать с заместителем руководителя оргкомитета по сфере продукции халяль Азизбаевым Джафаром.
Джафар Хусаинович, индустрия халяльных товаров и услуг, которая в последнее время достаточно активно развивается, в нашей стране по ряду параметров все же отстает от мусульманского рынка.
Я бы сказал мы развиваемся ускоренными темпами по сравне7нию с другими странами (США, Англия, Франция и др.). Если помните, история халяля в нашей стране берет свое начало с 2002 года. Тогда были приняты нормативные акты, которые стали основой для разработки специалистами Совета муфтиев России национального стандарта и Системы добровольной сертификации «Халяль». С этой даты прошло всего девять лет, а во Франции, например, развитие данной отрасли началось еще в 50 годы прошлого столетия.
Наше отставание связано с общим состоянием мусульманской культуры в России: мусульмане в большинстве пока остаются этническими, отсюда мало их в индустрии «халяль» продуктов. На сегодняшний день основная масса мусульман заняты в индустрии природных ресурсов(нефть, лес, руда и т.д.)
Каков алгоритм выхода самого обыкновенного отечественного производителя халяль на мировой рынок?
Выход на мировой рынок отечественного производителя сложная комплексная задача. Это и не благополучная экологическая обстановка в России (воздух, вода) не выдерживающая требований евростандартов, и неконкурентная себестоимость продукции, неразвитая инфраструктура, слабое знание менеджерами особенностей мусульманского рынка.
Отечественный производитель выйдет на восточный рынок через местного посредника (имеющего авторитет в стране потребителе и знающем страну производителя) при наличии авторитетного сертификата соответствия «Халяль» выданного в стране экспортере.
Ваш Центр недавно приобрел Международный статус
Международный статус на простом языке означает признание по воле Всевышнего Аллаха нашей организации в авторитетных организациях мусульман (ИКРИК, ОИК, Малайзии, Турции, Ирана, Пакистана), органах сертификации европейских стран (Испании, Германии, Франции, Англии), добровольная сертификация в нашем органе предприятий стран СНГ (Белоруссии, Украины, Армении, Азербайджана и др), комиссия Евросоюза по стандартизации продуктов питания, федеральных органов(Минсельхоз, Торгово промышленная палата, Минторг, Минэконом развития, Роспотребнадзор, Роспотребнадзор, МИД, научные учреждения — Всеросийскии научно-исследовательские институты мясной промышленности, птицепереработки, коневодства и др.
Какую продукцию экспортируют отечественные производители халяль и в какие страны?
Колбасная продукция, кондитерские изделия, оболочки для колбас, продукты быстрого приготовления, специи, пищевые добавки, сухое молоко, детское питание, косметика. Это в первую очередь страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, а также Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таиланд, Новая Зеландия, Австралия. Из мясных только куриная продукция приблизилась к экспорту. На сегодняшний день проходят переговоры с Минсельхозом, с представителями мусульманских стран.
Какие глобальные изменения произошли за этот год (имею в виду первую резолюцию), насколько мы стали взрослей в данной области?
Глобальных изменений нет, есть понимание в Министерствах, в федеральных органах, есть осознание кропотливой планомерной работы в России и в международных организациях с целью повышения авторитета страны, российских мусульман, организации подготовки специалистов халяльной отрасли (теоретиков и практиков).
Что вы ожидаете от предстоящей выставки?
Ждем делового обсуждения проблем халяльной индустрии: стандартизации с учетом особенностей мазхабов, организации работ по сертификации в государствах различных по конфессиональному устройству, организации центров подготовки специалистов.
Беседовала Рузиля Гараева