В Москве на общефедеральном уровне была принята система «халяль», разработанная в Татарстане. Речь о данном событии шла на видеоконференции, состоявшейся в ИА « Татар-информ ». Гостями студии стали разработчики этой системы – Любовь Артамонова, ...
В Москве на общефедеральном уровне была принята система «халяль», разработанная в Татарстане. Речь о данном событии шла на видеоконференции, состоявшейся в ИА «Татар-информ». Гостями студии стали разработчики этой системы – Любовь Артамонова, заместитель генерального директора республиканского сертификационно-методического центра «Тест-Татарстан», Валерий Гогин, директор Татарстанского центра метрологии и сертификации и Ильнур Гайнуллин, руководитель комитета по стандарту «халяль» при Духовном управлении мусульман РТ.
Как известно, на общефедеральном уровне была принята система «халяль», которую разработали у нас в республике. Кто из вас присутствовал в Москве на этом мероприятии?
Л.А.: В Москву мы ездили с Ильнуром Гайнуллиным, сдавали документы разработанной системы. Мы узнали, что наша заявка на регистрацию стандарта «халяль» - одна из первых в России, когда выдавали свидетельство, нам сказали, что мы первыми в РФ зарегистрировали систему «халяль».
Сертификаты мы выдаем с 2004 года, а документы начали разрабатывать еще раньше. Система «халяль» функционировала у нас в республике, но она была «для внутреннего пользования». Ее разработчиком было Духовное управление мусульман.
А что включает в себя эта система сертификации?
В.Г.: В этой системе мы постарались объединить каноны ислама и требования государственных нормативных документов, направленных на безопасность производимой продукции. Эти документы предусматривают соблюдение требований ислама в подготовке скота, его забою, если говорить о мясной продукции. А дальше уже подключаются специалисты органов по сертификации, которые уже смотрят, как из этого мяса произвести ту или иную продукции.
Контролем, насколько я понимаю, занимаются с одной стороны сертификационные службы, а с другой – Духовное управление мусульман. ДУМ вообще регулярно проверяет тех, кому доверили свой значок?
И.Г.: Мы не просто регулярно проверяем. Непосредственно на местах у нас присутствуют эксперты, которые занимаются забоем скота, хранением и транспортировкой продукции вплоть до выкладки товаров в магазинах. Нашим значком мы дорожим, это наш большой имидж, и мы несем ответственность перед Всевышним и перед потребителями.
В России вы первыми зарегистрировали систему «халяль». Но я точно знаю, что аналогичная система уже зарегистрирована в Казахстане. Кто у кого здесь «подсмотрел», кто кому помог?
В.Г.: Мы здесь не оспариваем «пальму первенства», важно, что система функционирует и в Казахстане, и теперь у нас. Но казахстанские специалисты приезжали к нам, брали у нас первые документы, однако им удалось раньше придать государственную значимость этому документу.
Л.А.: У них стандарт «халяль» является национальным. У них есть требования «халяль» к колбасным изделиям, к гостиницам, к общепиту. Но свои документы, по их словам, они разработали на основе наших документов. Делегация Казахстана приезжала в Казань и благодарила нас за документы. Они взяли их за основу, и мы не возражаем.
В.Г.: Мы сейчас говорим о мясной продукции «халяль», но это более широкая система, мы там рассматриваем и гостиничные услуги, и услуги общественного питания. У нас в 2013 году будет Универсиада, приедет большое количество мусульман со всего мира. Так наши гостиницы тоже должны пройти сертификацию по стандартам «халяль».
И.Г. Казахстанские коллеги, действительно, приезжали к нам, переняли у нас много идей и разработок. В конечном итоге они определили эти стандарты у себя в ГОСТе Министерства индустрии и торговли. А затем президент Нурсултан Назарбаев отметил приоритетным направлением развития страны именно «халяль». Это не только мясо и колбасные изделия. Это и гостиницы, и косметика, и медикаменты. В конечном итоге это и банковская система, и система страхования по исламским принципам.
Но вернемся в Татарстан. Какие сферы сейчас способна охватить эта система? Помимо мясной продукции это гостиничная система , есть ли уже в Татарстане гостиницы, которые прошли сертификацию?
И.Г.: Еще нет, но нам поступили предложения из администрации города с тем, чтобы учесть подобные моменты в гостиницах. Мы готовимся к Универсиаде, и этот вопрос обязательно возникнет. Это и питание, и молельные комнаты, и места общепита – все должно соответствовать. К сожалению, в ресторанах татарской кухни сейчас никакого «халяля» нет.
Сейчас к нам поступают просьбы со стороны Москвы, чтобы после того, как мы бы «обкатали» систему на Универсиаде, ее можно было бы внедрить и на Олимпиаду в Сочи.
Как вы думаете, когда вы реально сможете начать массовую сертификацию продукции тех бизнесменов, которые бы хотели специализироваться именно на «халяле».
В.Г.: Система сама уже функционирует. Мы сами уже готовы, когда будет готов заявитель, тогда мы и будем рассматривать его заявку. Пусть они пока изучат требования и создадут условия.
И.Г.: Ряд казанских гостиниц, которые уже привыкли «на уровне» встречать гостей и проводить какие-то официальные мероприятия, уже обращаются к нам с тем, чтобы мы поставляли им «халяль»-питание. Я думаю, что начали с продукции питания, а потом перейдем и к услугам.
Сам процесс сертификации – долгий ли он, и во сколько обходится? Что нужно сделать для того, чтобы получить право называть свою продукцию халяльной?
Л.А.: Чтобы получить право, надо в первую очередь подать заявку в Духовное управление мусульман Татарстана, они должны посмотреть соблюдение всех требований ислама. Они выдадут свидетельство, после чего подключатся органы сертификации, которые будут смотреть уже с точки зрения технологов.
Мы не замыкаемся на одном органе сертификации в Татарстане. Мы планируем уполномочить много органов в других субъектах Российской Федерации – при их желании.
И.Г.: Нам очень много задают вопросов о том, сколько стоит сертификация. Так вот за поездки наших экспертов, осмотры, проверки мы денег не берем. А сама сертификация в органах техрегулирования стоит столько же, сколько обычная сертификация.
На полках наших магазинов можно встретить продукцию из арабских стран, на которых уже стоит значок «халяль». В этом случае надо ли потребителю требовать дополнительного подтверждения от вас?
И.Г.: С комитетами по стандарту «халяль» зарубежных стран у нас подписаны соответствующие соглашения. И дополнительной сертификации тут не требуется. Сомнению подлежит та продукция, которую привозят из регионов России.
Подделывать у нас научились уже все. Где гарантия?
И.Г.: Подделки действительно существуют, и очень неприятно, что многие бизнесмены сейчас пытаются сделать на этом деньги. К сожалению, далеко не все из них правоверные, не все из них понимают ответственность. И они не просто фальсифицируют продукцию, они пользуются нашим логотипом. В ходе рейдов мы находили колбасу с нашим логотипом, которая никакого отношения к «халяль» не имела.
Очень большой проблемой по-прежнему остаются полуфабрикаты. До сих пор пытаются производить пельмени «Мусульманские», «По законам шариата», «По канонам ислама», наносить на упаковку изображение полумесяца, мечети. И это вводит в заблуждение рядового потребителя.
То есть, вы будете сейчас с этим бороться при помощи рейдов?
И.Г.: Да, мы будем приглашать службы Роспотребнадзора, ветеринарии, санэпидемстанции. Я призываю потребителей, желающих приобрести продукцию «халяль», использовать свое право и спрашивать документы, подтверждающие, что эта продукция действительно халяльная. Это должен быть сертификат соответствия государственного образца.
А вы не думаете включить в систему сертификации парикмахерские? У нас Союз мусульманок Татарстана предлагает создать центр красоты для женщин по мусульманским канонам.
Л.А.: В область аккредитации у нас пока парикмахерские не входят. Нам сейчас надо расширять документ, расширять сферу его применения, и мы будем это делать.
Материал подготовил Михаил МИРОНОВ
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ