Ислам в Татарстане и России, мусульмане и общество, лекарства от радикализма, работа с женщинами и молодёжью. Об этом и многом другом сайту islam.ru рассказал заместитель Муфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов.
Ислам в Татарстане и России, мусульмане и общество, лекарства от радикализма, работа с женщинами и молодёжью. Об этом и многом другом сайту islam.ru рассказал заместитель Муфтия Татарстана Илдар хазрат Баязитов.
Искренняя любовь к Аллаху является лекарством от всех душевных болезней. Почувствовать её в своём сердце – это то, к чему стремятся духовные наследники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и их ученики. Работа по укрощению собственного нафса-эго не ограничивается только размышлениями и поминанием Всевышнего, а это масштабная работа и конкретные дела ради Него. Оказание бескорыстной помощи обездоленным для довольства Аллаха так, как это делал Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) и его ближайшие сподвижники (да будет доволен ими Аллах), – это путь приближения верующих мусульман к Всевышнему Аллаху.
Об уникальном для России опыте организации Мусульманского учебно-реабилитационного центра для слепых рассказал заместитель Муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель благотворительного фонда «Ярдэм» («Помощь») Илдар хазрат Баязитов. Он также дал свою оценку вопросам возрождения Ислама и социального служения в России и Татарстане.
Ислам в Татарстане и России
- Илдар хазрат, ассаляму алейкум! Месяц благословенный Рамазан для каждого мусульманина - это повод подвести итоги, наметить планы на будущее. Как бы Вы оценили современное состояние мусульманской уммы в Татарстане?
- В первую очередь я хочу поздравить всех мусульман со Священным месяцем Рамазан, пожелать им, чтобы Всевышний принял их пост и их молитвы. Большинство мусульман Татарстана - это нормальные умеренные традиционные мусульмане, которые заинтересованы в созидательном развитии. Регулярно проводятся праздники, конференции, фестивали, организуемые по частной инициативе Духовным управлением мусульман Татарстана. Однако в Татарстане по-прежнему существуют различные деструктивные течения, несущие опасность. Некоторые из них внешне выглядят мирными и безобидными. Но мы не можем допустить, чтобы представители какого-то одного направления навязывали своё мнение и волю большинству. Поэтому надо искать способы объединения так, чтобы радикалы не диктовали волю остальным. Вопросами полноценного реабилитационного лечения, оздоровления молодых людей, попавших под влияние радикалов, должны заниматься представители традиционного духовенства. Возвращение такой молодёжи к нормальной жизни - это большая, сложная, но необходимая работа.
Конечно же, государство принимает самое активное участие в помощи традиционным мусульманам. Руководство Российской Федерации и Татарстана осознают важность поддержки созидательных сил в мусульманской сфере, ведь традиционный Ислам всегда был основой российской государственности. Благодаря проявленной политической воле Президента республики Рустама Минниханова, чувствуется, что сегодня устанавливается порядокв жизни татарстанских мусульман, есть ощущение спокойного созидательного развития. Уровень понимания ситуации руководством России жизни уммы нашей страны позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Мусульмане и общество в России
- Среди части мусульман России есть точка зрения, что невозможно жить по Исламу и одновременно быть гражданином своей страны, пользоваться благами цивилизации, современными научно-техническими достижениями, работать на благо общества, в котором мы живём. Как бы Вы оценили подобные взгляды?
- Верить в Аллаха не означает игнорировать окружающих людей. Президент России Владимир Путин призвал мусульман социализироваться в российском обществе. Я с ним полностью согласен в этом вопросе. Попытки изолироваться в своих анклавах ни к чему хорошему не приведут. И поощрять их никак нельзя. От этого нет пользы ни Исламу, ни обществу, в котором мы живём. Когда мусульмане отворачиваются от людей, среди которых они живут, они отдаляют Ислам от них. Это неправильно. Мусульмане должны показать, что Ислам не мешает человеку быть успешным, прогрессивным, современным, что Ислам и современность не противоречат друг другу. Люди должны видеть, насколько наша религия человеколюбивая и привлекательная. Ислам - это бесконечный сосуд знаний и смыслов, в котором каждый человек может что-то найти для себя. Мне кажется, мусульманам всегда и во всём надо искать золотую середину. Однако это можно и нужно сочетать с научно-техническим прогрессом и достижением общественной мысли – демократией, светским государством. Ведь в современном российском обществе созданы все условия для того, чтобы мусульманин мог следовать своей религии. Такие мусульмане, которые не стремятся интегрироваться, бывают порой архаичных взглядов в вопросах восприятия прогресса и достижений современного мира.
- Сегодня наши некоторые сограждане увлекаются модными «восточными» религиями. Почему это происходит? Отчего они не находят этого в Исламе?
- К сожалению, такая проблема есть. Пока остальные люди думают, что мусульманин - это странно одетый человек с неопрятной бородой, взаимного понимания больше не станет. А таких мусульман, которые отпугивают людей уже своим внешним видом, очень много. Поэтому и происходит неприятие Ислама уже на первом визуальном уровне. Как говорится в русской поговорке, у нас по одёжке встречают.
Но скажите мне, чего нет в Исламе из всего лучшего, что есть в этих «восточных» религиях? Хотя их религиями-то неправильно называть. Скорее всего это философские учения, не более того. Надо просвещать людей, идти к ним, быть открытыми. Ислам - это наша вера, источник нашей духовности, морали, нравственности, культуры, это наш душевный стержень. Ислам в его глубинных духовных проекциях – путь к нравственному, интеллектуальному и физическому совершенствованию человека.
Татарстанская модель
- Илдар хазрат, долгое время Татарстан называли одним из самых спокойных регионов Российской Федерации. Однако происходит раскачивание общества, в том числе и через распространение радикальных исламских идей. Что вы можете противопоставить этому?
- По всей стране строятся мечети, проводятся большие праздники, развивается мусульманское волонтёрское движение, индустрия халяль, СМИ, ведётся активная издательская работа. Посмотрите, сколько мероприятий как мусульманских, так и близких к исламской тематике, происходят в Татарстане! С другой стороны, мы видим волнения в странах Ближнего Востока, на Украине. Для России ценность опыта Татарстана по сохранению межнационального и межконфессионального мира повышается, несмотря на попытки посеять смуту среди верующих.
Лекарства от радикализма
- Как решить проблему радикализации молодёжи? Можно ли повлиять на тех, кто подвёргся влиянию разных деструктивных течений?
- Для начала надо обозначить наиболее уязвимые области.
Работа с женщинами и молодёжью
Среди мусульман Татарстана есть две самые слабые категории, которые подвержены влиянию радикалов: это молодёжь и женщины. Молодёжь - из-за своего юношеского максимализма, а женщины просто легко попадают под влияние разных течений. Это происходит либо через мужей, либо через других родственников и друзей. Чтобы изменить ситуацию необходимы не просто отдельные PR-акции, а большая, ответственная и последовательная работа. Это именно ежедневная рутина, которой нужно постоянно заниматься.
Что нужно делать? Во-первых, нужно создавать самые различные молодёжные и женские клубы, объединения, отделы, кружки, волонтёрские отряды. Организовывать мастер-классы, лекции, спортивные мероприятия. То есть, их всех надо занять делом, полезным и созидательным. Они хотят себя реализовать в служении своей вере? Пожалуйста, реализуйте себя – занимайтесь социальным служением! Сколько социальных проблем в нашем обществе! Как мусульманин может остаться в стороне от их решения?! Я не понимаю. Вот и надо их силу, энергию направить в это русло. Это и есть социальный Ислам.
Также в рамках этих клубов и кружков нужно заниматься просветительской работой. Мусульманскую молодёжь и мусульманских женщин надо наставлять на путь истины. Нельзя допустить, чтобы они, как сейчас, без разбору кидались, то в одну, то в другую сторону. Сегодня они следуют одному сомнительному проповеднику, завтра - другому, а послезавтра они уже никому не следуют и сами начинают что-то трактовать, начитавшись безликих рекомендаций в Интернете. Ведь это тоже проблема, когда, сегодня, общаешься с молодыми парнями и девушками и понимаешь, что они, не имея толком никаких знаний, по мнению «учителей» из Интернета, трактуют на свой лад серьёзнейшие положения религии. Для них нет ни авторитетов, ни традиций.
Мусульманская община - махалля
Вторым шагом стало бы возрождение системы общины - махалли. Наши татарские традиции - это часть российских мусульманских традиций. Изучив исторические труды, можно узнать, что татарские общины располагались по всей территории нашей необъятной Родины. На их основе развивались образование, благотворительность, издательское дело.
Махалля - это центральный элемент возрождения традиционных ценностей. Пусть она будет не соседской, как раньше, а экстерриториальной. Это уже не принципиально. Важно возродить сам принцип мусульманской общины. Основной смысл в том, что мусульманам нужна своя общественная база, и махалля - самая традиционная и самая эффективная база, которая всегда была, есть и будет у мусульман. Когда есть община, то люди не уходят в подполье, они поддерживаются братьями по вере. Очень важно, когда единоверцы могут подсказать что-то, объяснить, помочь в чём-то.
Современная молодёжь сегодня слишком большое значение придаёт индивидуализму. Это приводит к разрыву с традициями, «свержению» авторитетов, радикализации мышления и поведения. С другой стороны, человек махалли - это человек остепенённый, который связывает своё настоящее и будущее с конкретным городом, регионом, страной. Для него важно, чтобы на его Родине был порядок. Ведь он здесь живёт, здесь будут жить его дети и внуки, поэтому для него важно, чтобы было созидательное развитие. Таким людям не нужна фитна, общественные потрясения.
В современной махалле немного меняется и роль имама. Сегодня имам это не просто чтец Корана или проповедник, но и талантливый организатор. Чтобы община развивалась, мало просто иметь религиозные знания. До революции было огромное количество меценатов, которые содержали мечети, а имамы могли заниматься только богослужением и мусульманскими науками. Сегодня ситуация иная. Сейчас имам должен искать способы финансировать мечети, разбираться в богословских, хозяйственных вопросах, быть хорошим психологом, уметь объединить вокруг себя людей, организовать какое-либо конкретное дело. Возрастает личность имама: там, где сильный имам, там и община сильная.
Сегодня нам надо возрождать традиции махалли в городах. Например, работа нашей общины мечети «Ярдэм» (раньше – мечети «Сулейман»),которую я возглавляю более 10 лет, идёт именно в этом направлении. Сегодня мы стараемся не только развивать свою общину, но и передавать свой опыт другим мечетям.
Развитие исламских наук в России
Третье направление - это формирование сильной отечественной богословской школы. Мусульманам нашей страны нужны свои учёные, свои моральные авторитеты, которые знают местную специфику, патриотично настроены в отношении своей страны. Традиционно в России такими духовными лидерами становились шейхи тарикатов или их ученики.
Мусульманский учёный, живущий в России, не зная специфики какой-нибудь африканской страны, вряд ли сможет давать всегда правильные фетвы в отношении неё.
Поэтому шариатские решения в отношении России, вынесенные некоторыми современными арабскими знатоками Ислама из Саудовской Аравии или Катара, не всегда бывают объективными. Для развития своей богословской школы надо серьёзно заниматься развитием исламского образования в России. Да, этот процесс идёт. Успешно работают исламские вузы в Казани, Уфе, Москве, на Северном Кавказе. Считаю, что учёба за рубежом в других исламских центрах должна дополнять знания, полученные при изучении духовного наследия отечественных мусульманских учёных.
Татары и Ислам
- Правильно ли было бы говорить о «татарском Исламе»?
- Ислам, приходя на ту или иную территорию, впитывал в себя культурные, языковые, социальные традиции народов, если они ему не противоречили. Мы не практикуем этнический Ислам. Для нас важны все мусульмане – от Калининграда до Владивостока. Все исторические мечети в России: Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Перми, Ижевске, Иркутске и других городах нашего государства, строили наши предки. Нельзя допускать национализма. Татарский патриотизм всегда был связан с российской государственностью. Татары - это органическая, пронизывающая всю историю и современность, часть российского государства. Например, до революции Центральное духовное управление мусульман (тогда Магометанское собрание) было основано в Уфе, а не в Казани, и его юрисдикция распространялась и распространяется на мечети Москвы, Поволжья, Урала, Сибири. Татары жили и живут мирно со всеми народами страны по всей России. Поэтому вопрос российского патриотизма имеет для нас большое значение. Нам нельзя зацикливаться на этнических границах. То, что хорошо для России, хорошо и для мусульман страны: татар, башкир, дагестанцев, чеченцев, ингушей, балкарцев и других народов. Ислам - это наша религия, а российское государство предоставляет все возможности для того, чтобы реализовывали нашу веру
Фонд «Ярдэм»
- Что удалось сделать в этом направлении?
- Для реализации наших социальных проектов мы учредили Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм», который ведёт работу по нескольким направлениям. В реабилитационном центре проводятся месячные курсы обучения. К нам приезжают слепые со всей России: из Ингушетии, Дагестана, Чечни, Пермского края и многих других мест. Мы помогаем таким людям совладать с собой, показываем, что незрячий человек имеет право жить в нашем обществе. Сюда входит и работа психолога, которая заключается в оказании помощи ослепшим в результате травм, аварий, катастроф, в приобщении духовной практике мусульман. В нашем издательском центре печатаются исламские книги по системе Брайля. Особенность книг, в которых используется шрифт Брайля, - их размеры. Один священный Коран состоит из 5 больших томов и весит около 10 кг. Центр социальной помощи для особо нуждающихся помогает тем, кому необходима срочная операция.
В начале 2013 года актуальность социального вопроса для религиозных организаций России озвучил Президент страны Владимир Путин. По его словам, социальное служение должно стать неотъемлемой частью традиционных конфессий в России.
Год назад открылась мечеть «Ярдэм», представляющая собой необычный комплекс, где незрячие, глухонемые, страдающие другими недугами люди, представители разных групп социально-обездоленных слоёв населения находят поддержку и получают необходимую помощь. В этом году, во время Рамазана, на организуемых нами в мечети ифтарах, ежедневно бывает до 500 человек.
Планы благотворительной работы, социальные проекты ДУМ РТ
- Илдар хазрат, по каким новым направлениям планируется развитие благотворительной работы Реабилитационного центра и мечети «Ярдэм»?
- Это не просто планы, это участки работы, в направлении которых уже сейчас ведётся активная работа. Сейчас в Центре «Ярдэм» готовятся первые в России курсы для слепоглухонемых. Кроме того, мы готовим проект по реабилитации особенных детей, тех, кому поставили диагноз «аутизм». Также организуются курсы для детей, страдающих ДЦП, для слабослышащих. Ещё одно важное направление - это работа с наркозависимыми.
Мы хотим, чтобы были задействованы все возможности мечети «Ярдэм». Она должна служить людям.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в ДУМ РТ.
- С апреля 2013 года я занял должность заместителя Муфтия Татарстана по социальным вопросам. Теперь есть возможность перенести опыт работы мечети «Сулейман», приход которой более 10 лет активно работает в благотворительной сфере, на масштабы Татарстана. В рамках социальных проектов в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан мы работаем с малоимущими, многодетными семьями, одинокими стариками. Также мы проводим работу с инвалидами разных групп: слабослышащими, незрячими, инвалидами ДЦП, наркозависимыми. У нас сформировалась слаженная команда, которая поддерживает подобные начинания, ведёт эту сложную работу. Я очень этому рад, ведь активисты зачастую бескорыстно, во имя Аллаха делают возможным реализацию наших начинаний. В основном, это молодые люди. Когда я смотрю на них, работаю с ними, мне становится очень радостно, потому что я вижу в них будущее нашей уммы. Это очень важно, когда наша молодёжь понимает необходимость социального служения.
Нам также удалось организовать работу волонтёрских отрядов в Татарстане. На сегодня создано 20 отрядов по Республике, каждый из которых состоит примерно из 15 человек. Эти волонтёрские отряды провели уже десятки разных акций: благотворительные обеды, развлекательные мероприятия для сирот и инвалидов, просветительские лекции.
Любовь к Аллаху и жертвенность - качества, необходимые занимающемуся благотворительностью
- Какими свойствами необходимо обладать тому, кто помогает нуждающимся?
- Для того чтобы последовательно и постоянно заниматься нелёгкой работой социального служения, необходимы любовь к Аллаху, обладание соответствующим душевным настроем: предельная искренность и любовь к людям, ответственность, упорство, готовность к жертвенности.
Жертвенность - это очень важное качество и важное понятие, которое сегодня постепенно забывается. Культивируется стремление к личному, в первую очередь материальному, успеху. Но даже в тех случаях, когда говорят о нематериальной составляющей, то чаще всего всё равно всё упирается в эгоизм. Эгоизм ведь бывает и материальный, и душевный. Люди привыкли заботиться только о себе. Хотят, чтобы и в материальном отношении, и в психологическом было хорошо только им. Для возрождения социального служения, в полном смысле этого слова, необходимо возрождать в людях осознание необходимости жертвенности.
Это касается не только возрождения социального служения, но и всех традиционных ценностей. Ведь всё сводится к способности жертвовать – время, силы, деньги на свою религию, на близких. Без способности к жертвенности невозможен подъём традиционных общественных ценностей.
Для воспитания в людях этого качества надо просто заниматься возрождением Ислама, веры. Ведь невозможно быть по-настоящему мусульманином и не понимать необходимость жертвенности. В Духовном управлении мусульман Татарстана создаются видеоролики, призывающие людей социальному служению, благотворительности, любви к ближним, то есть, к жертвенности. Их показывают по телевизору, распространяют в Интернете. В СМИ мы публикуем публицистические и богословские работы, где разъясняем людям важность благотворительности. Рамазан – месяц благих дел. Пусть Всевышний Аллах даст нам возможность творить благо ради Его довольства!
Беседовал Абдулла Галеев
Источник: http://www.islam.ru/content/analitics/11696