4 октября мусульмане отметили праздник Курбан-байрам. В преддверии праздника имам мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов ответил на вопросы "Вечерней Москвы".
4 октября мусульмане отметили праздник Курбан-байрам. В преддверии праздника имам мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов ответил на вопросы "Вечерней Москвы".
«ЛЮДИ СТАЛИ ПЛОХО СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА»
- Шамиль Рифатович, ислам сегодня на подъеме. С чем, на ваш взгляд, это связано?
- За последние 20 лет в российских и мировых СМИ об исламе было сказано очень много скверного. Люди думающие начали интересоваться, изучать эту религию и поняли: большая часть информации об исламе — ложь, обусловленная интересами политиков и крупного бизнеса, продвигающих свои корыстные «демократические» интересы в том числе захватническим путем. Заинтересовавшись исламом, некоторые постепенно прониклись его ценностями.
- Хорошо, но кому конкретно выгодна ложь об исламе?
- Ну, например, врагам России. Если поссорить представителей двух крупнейших религиозных конфессий — христианства и ислама, то нашу страну можно серьезно ослабить и даже развалить! Российские СМИ, к сожалению, это поздно поняли и долгие годы только усугубляли ситуацию, разжигая межнациональную и межрелигиозную рознь.
- Хорошо, но ведь дыма без огня не бывает. Согласитесь, ислам все-таки дает повод для беспокойства. Чего стоят бесконечные войны между шиитами и суннитами, как сейчас в Ираке. А ваххабизм? Вы же не будете отрицать его существование?
- Нет, не буду. Глобальная, мировая проблема в том, что люди плохо слышат друг друга, не пытаются понять, а вместо этого силой продвигают свои интересы. Материальных ресурсов в мире становится все больше, купить оружие — все проще. И многие, вместо того чтобы договариваться цивилизованно, покупают оружие и «договариваются» с помощью автоматов и бомб. Конфликт шиитов и суннитов во многом обусловлен двумя факторами: нежеланием многих людей понимать друг друга и подогреванием ситуации извне. Взять конфликт курдов и турок — его же постоянно стимулировали! Как народы курды и турки очень хорошо друг к другу относятся, а теракты все равно были. Почему? Потому что кому-то это было выгодно. В государствах, где сильные спецслужбы, где политическая система стабильна, разжигание подобных конфликтов гасится моментально.
- А вот на российском Кавказе все было не так.
- Да, в России после развала СССР — когда политическая система не устоялась — ситуацию упустили. Но сейчас, когда власть стабильна, когда войны на Кавказе нет, жизнь вошла в мирное русло.
- Но теракты там все равно случаются! И всегда упоминают «исламский фактор».
- Дело не в исламе, а в том, что всегда в любой стране есть люди, склонные жить насилием — убийством, разбоем… Но в Коране очень четко сказано, что те, кто посягает на чужое имущество или жизнь — не важно, под каким предлогом или лозунгом, — сами достойны смерти или изоляции от общества! Проблема в том, что никакого информационного противодействия беспределу под знаменем ислама нет. Только имамы в мечетях говорят, а в СМИ — ничего. Вообще, я уверен, об «исламском факторе» упоминают каждый раз, когда возникает политическая необходимость. Например, кого-то сместить на уровне города, региона или даже государства. «Исламский фактор» — это всегда повод.
Вспомните ситуацию в Ираке. Американцы придумали, что исламский лидер Саддам Хусейн создал оружие массового поражения, вторглись в страну, началась гражданская война с участием шиитов и суннитов, погибли десятки тысяч человек. Никакого оружия, разумеется, не нашли. Вот и вся политика.
«РАСТОЧИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ – БРАТЬЯ ДЬЯВОЛА»
- Шамиль Рифатович, что, на ваш взгляд, происходит сегодня с человеком и цивилизацией? Куда движется современный мир — в сторону наращивания безудержного потребления или скорее духовных ценностей? Или обе тенденции имеют место?
- Я бываю в разных странах, общаюсь с людьми разных возрастов, читаю много самой разной литературы и сделал вывод, что имеют место обе тенденции. Но потребление и избыточное потребление все-таки преобладает.
- Почему?
- Потому что сотни миллиардов долларов вкладываются в рекламу. Маркетологи используют даже выводы современной нейробиологии, пытаясь найти способ повлиять на желания людей... Но в то же время и на Западе, и в России, и в Китае духовным ценностям не хватает привлекательной и понятной для людей «упаковки». Духовные ценности есть, но для их восприятия нужны четкие формулировки.
- Вы запустили проект «Триллионер» — это новая «обертка» для духовных ценностей?
- Скорее это попытка указать человеку путь к гармонии в отношениях с собой, другими людьми и всем миром. С точки зрения ислама очень важно «счастье в обоих мирах» — в земной обители и в вечной. Человек должен полно жить во всех смыслах! Однажды у Пророка спросили, не является ли ношение хорошей одежды и обуви свидетельством гордыни? На это посланник Божий ответил, что желание хорошо одеваться не высокомерие. Высокомерие — это когда ты не считаешься с другими людьми.
- А как ислам относится к современному обществу потребления?
- В Коране сказано: «Скажи, кто запретил украшения Господа (все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное), которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?!» Но к безудержному потреблению ислам относится отрицательно. В Коране сказано, что «расточительные люди — братья Дьявола». Ислам призывает к умеренности. Ведь, например, расточительность в еде, которую мы сейчас видим повсеместно, приводит у любителей поесть к нарушению обмена веществ и проблемам со здоровьем. В США, например, 65% населения страдают ожирением.
- А где разница между потреблением и гиперпотреблением? Нужно ли человеку, согласно исламу, покупать десятую пару кроссовок?
- Это ваш личный выбор. Но, согласно исламу, нужно сохранять осознанность — понимание того, что и зачем ты делаешь, нужно ли это тебе на самом деле.
- И как эту осознанность обрести?
- Один из лучших способов — молитва. В исламе есть понятие «обязательная молитва». Но это не значит, что ты должен постоянно молиться, нет. Лишь пять раз каждые 24 часа. Вы готовитесь к молитве: моете лицо, руки до локтей, протираете волосы и моете ступни ног. Это буквально 3–4 минуты, но вы приобретаете ритуальную чистоту и легкость.
Потом примерно 5 минут вы молитесь (если говорить об основной части молитвы — намазе). Это время, когда можно остановиться, прийти в себя и уже в состоянии спокойствия принять какое-то важное для вас решение. Может быть, и не нужно покупать второй автомобиль?
В АМЕРИКЕ ЗАБЫЛИ ПРО ДЕТЕЙ
- Шамиль Рифатович, почему, на ваш взгляд, идет активное разрушение традиционных европейских ценностей? Что сейчас в духовном плане предлагают миру Европа и США?
- Недавно я с супругой и тремя детьми ездил в Америку. Мы изучали английский язык. Что сказать… И в США, и в Европе очень пожилое население, а детей практически нет. Если маленьких и встречаешь, то в Европе это, как правило, представители мусульманских семей, а в Америке — латиноамериканцы. Аэропорт, улица, магазин, салон автобуса, химчистка — везде говорят на испанском.
- И о чем, на ваш взгляд, это говорит?
- О том, что как только появляется возможность очень хорошо жить, люди перестают рожать. Ты можешь хорошо одеваться, ходить в кинотеатры, есть в ресторанах, и дети в этом случае для тебя обуза, источник неудобства. Когда мы были на Мальте и заходили с четырьмя детьми в кафе, то сразу чувствовалось какое-то напряжение.
Потому что дети шумят, бегают, они раздражают. К тому же родители с детьми обычно дорого в ресторане не питаются. В общем, во взглядах читается: «А поскорей бы вы ушли». Основная часть населения Европы и Америки рожать не хотят, в итоге новой рабочей силы не появляется, а стариков, которые благодаря современной медицине доживают до 90–95 лет, нужно на что-то содержать! Отсюда приток мигрантов и экономический кризис.
- Что могут бесконечному потреблению противопоставить традиционные религии?
- Благотворительность, заботу о ближнем. В исламе есть понятие «закят». Мусульманин делает сбережения — откладывает на будущие крупные покупки. Когда сумма накопленного, исходя из сегодняшней стоимости золота, достигает 120 000 рублей, он пишет в блокноте число — например 25 августа, сумма скопилась такая-то. А через год он в обязательном порядке из общей накопленной суммы 2,5 процента выделяет на благотворительность. Может больше, но меньше — нельзя. Также приведу одно вдыхающее в нас благоразумие и умеренность высказывание пророка Мухаммада: «Человек не сделает и шага (не получит итогового относительно себя решения) в Судный день, пока не будет спрошен по четырем пунктам: жизнь — как реализовал ее возможности; знания — где и каким образом применил; достаток (доходы) — как заработал и на что потратил; собственная телесная оболочка — ради чего она изнашивалась им и использовалась».
МОЛИТЬСЯ МОЖНО ДАЖЕ В МАШИНЕ
- Кто такие современные московские мусульмане? Я видел правоверных в Египте. Они одеты в особую длинную одежду, похожую на халат, они постоянно молятся…
- Московские мусульмане — обычные, как все мы, горожане. Пророк Мухаммад говорил: «Нет монашества в исламе». А еще Пророк говорил, что человек, который живет в обществе и проявляет терпение к той боли, которую ему наносят другие люди, намного лучше того, который изолирует себя от общества.
- Но молиться пять раз в день, как предписывает Коран, где-то нужно. Как это можно сделать, не изолировав себя от общества? Не в метро же?
- Молиться можно даже в машине, сидя, если других условий нет. Можно делать это в офисе. Если нет ковра — на паркете. Человек находит правильное направление — лицом к Мекке, либо молится по направлению движения транспорта, в котором находится, и 5 минут уделяет обязательной молитве. Всего 5 минут! Но это дает ему связь со Всемогуществом Творца и душевное спокойствие. Человек снял напряжение, он услышал себя. Кстати, молиться на самом деле нужно не в одно и то же время. Для молитвы есть определенный временной промежуток: от полутора до шести часов.
В течение этого отрезка времени, когда у вас появляется возможность, вы совершаете молитву. Например, не обязательно молиться строго за полтора часа до восхода Солнца. На самом деле молитва лишь начинается в это время, но помолиться можно и перед самым восходом.
- А если человек молитву проспал? Это большой грех?
- Это грех, но ему нужно совершить молитву тотчас после пробуждения. А если человек работает или учится, то он может объединить молитвы: вторую с третьей, четвертую с пятой в общем промежутке времени.
ДЕЛАЙ ЗАВИСЯЩЕЕ ОТ ТЕБЯ И ПОЛАГАЙСЯ НА БОГА
- Вас многие считают мусульманским лидером нового типа. Вы достаточно светский человек: занимаетесь спортом, пишете и издаете книги, вот запустили проект «Триллионер». Как к этому относится ваше руководство из Совета муфтиев России?
- Относится хорошо, с пониманием. Ведь мы все, по сути, делаем одно дело. Наша Мемориальная мечеть первой в Москве начала проповеди на русском языке. Старшим поколением это было воспринято не очень положительно (раньше проповеди читали на татарском языке), но постепенно все московские мечети перешли на русский. Что касается мусульманского коучинга, то его до сих пор не существовало ни в одном из государств исламского мира, ни на Западе. К моей работе руководство относится положительно, видя в ней для людей большой плюс, тем более что эта работа идет без финансовой поддержки религиозных и государственных структур. Если людям нравятся мои книги, если они готовы их покупать, разве это плохо? Если люди готовы платить за участие в моем семинаре до 30 000 рублей за билет, это значит, что семинар востребован.
- Но в интернете о вашей деятельности можно увидеть и нелестные отзывы!
- Интернет дает слово всем. В том числе людям с туннельным, как я его называю, мышлением: они смотрят на мир через одно маленькое окошко собственных ограниченных стереотипов. Например, проект «Триллионер» — это набор конкретных инструментов для тех, кто хочет стать счастливым в обоих мирах и готов трудиться, становиться умнее, мудрее, сильнее. Триллионер в моем понимании — это человек неограниченных возможностей! Но поверить в это даже верующему человеку, как я убедился, очень трудно. Я уже 17 лет работаю имамом и видел огромное число людей, которые говорят, что они верят в Бога, Аллаха, Всевышнего, Творца.
Но они не верят на деле! Часто их мысли беспорядочны и уродливы, они боятся болезни, когда она возникает, боятся бедности, боятся рожать детей — всего боятся! А на самом деле в этой жизни возможно все. Просто определись, что ты хочешь, сделай все от тебя зависящее и в остальном полагайся на Бога. Понимание этого простого постулата и приходит в процессе семинаров.
А ВОЗЛЕ КАБИНЕТА У МЕНЯ ТУРНИК
- Шамиль Рифатович, какие, на ваш взгляд, стереотипы о мусульманах и исламе наиболее живучи среди москвичей?
- Главный стереотип: все мусульмане — приезжие, они спустились откуда-то с Луны. На самом деле мусульман, которые уже много поколений живут в Москве, — миллион как минимум.
- Как вы проводите свой день? Ведь пять раз, в том числе ночью, нужно молиться.
- Я просыпаюсь на ночную молитву, совершаю намаз, ложусь спать и потом встаю около 7 утра. Затем уезжаю на работу и возвращаюсь около 8 вечера. Раньше возвращался около 11, но сейчас стараюсь больше времени уделять детям.
- Когда вы успеваете заниматься спортом?
- В декабре 2010 года я продал свой «Ауди А5» — любимую машину, совсем новенькую, годовалую — и пересел на велосипед. Я понял, что это нужно сделать, дабы сохранить молодость, здоровье и силы. С тех пор я езжу шесть километров на работу и шесть с работы, 12 каждый день. А еще у меня возле кабинета есть турник. Дело в том, что в 33 года я столкнулся с таким заболеванием, как межпозвоночная грыжа, ходить не мог, даже ногу поднять — падал от боли. Но, слава Богу, я нашел для себя специальные упражнения для спины и теперь каждый день их делаю.
- В здоровом теле здоровый дух? Или наоборот?
- С точки зрения ислама обе ценности одинаково важны.
Пророк Мухаммад сказал: «Есть два Божьих блага, относительно которых люди обманываются и должным образом их не используют, — это здоровье и свободное время». Поэтому я, например, часто еду на велосипеде и слушаю аудиокнигу. Если я вишу на турнике вверх ногами, то стараюсь что-то прочитать.
Не бывает, что я ем и попутно ничего не делаю. Всегда стараюсь хотя бы один абзац прочитать. Процесс жевания активизирует кровообращение мозга, а потому я стараюсь над чем-то поразмышлять во время еды и всегда имею под рукой лист и авторучку, чтобы тут же записать появившуюся мысль.
- В общем, времени не теряете! И выглядите, кстати, моложе своих лет.
- Когда я по-спортивному одет, меня принимают за студента и дают лет 25, максимум 30.
"Вечерняя Москва"