Завершила свою работу отборочная комиссия VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который с 6 по 11 сентября пройдет в столице Татарстана. За время своей работы комиссией было просмотрено более 300 фильмов из 40 стран мира
Завершила свою работу отборочная комиссия VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который с 6 по 11 сентября пройдет в столице Татарстана. За время своей работы комиссией было просмотрено более 300 фильмов из 40 стран мира. В конкурсную программу фестиваля вошло 40 фильмов. Внеконкурсная программа составляет порядка 20 фильмов. Подробнее о работе отборочной комиссии и о многом другом рассказал журналистам известный российский киновед и кинокритик, председатель отборочной комиссии фестиваля Кудрявцев Сергей Валентинович.
- Сергей Валентинович, по каким критериям отбирались картины, вошедшие в программу фестиваля?
Критерий отбора один – это, прежде всего, художественные качества. Когда начинаешь отсматривать самые разные фильмы, понимаешь, что набор, с одной стороны довольно случайный, с другой – когда делаешь уже сознательный выбор, то происходит выяснение некоего общего, что свойственно всем этим картинам. Я бы назвал это «В поисках дома», причем дом стоит понимать как в узком, частном смысле, т.е. как конкретный дом для конкретной семьи, так и в широком – как страну, государство, целый мир и всю землю. Тема поиска своего, чего-то родного, близкого – было свойственно целому ряду картин, как полнометражных, так и короткометражных из самых разных стран. На этом довольно сложном мотиве объединились самые разные авторы от дебютантов до классиков мирового кино.
- Почему вы приняли предложение участвовать в отборе фильмов для кинофестиваля?
Когда мне поступило предложение стать председателем отборочной комиссии фестиваля от Ильшата Латыпова, я долго не думал – согласился сразу. До этого мне приходилось заседать в жюри и смотреть уже отобранные кем-то фильмы или рецензировать в качестве кинокритика. Сейчас захотелось побывать по ту сторону баррикад – узнать, как это самому отбирать из еще неотобранного массива те, которые соответствуют сути и девизу фестиваля.
- Как вы оцениваете уровень работ, представленных странами СНГ, насколько они конкурентоспособны?
Сегодняшняя кинематография не поднимается на тот уровень, который существовал в советском кино. Этому есть целый ряд субъективных и объективных причин. Мы страдаем от того, что разошлись по национальным квартирам, разрушили единую систему существования кинематографа, разрушили единую цепочку, существовавшую между замыслом автора, производителем фильма и выходом в прокат кинозрителям. Мы за все это расплачиваемся. Другое дело, что фестивали способствуют объединению, выполняя прокатную функцию, фильмы каким-то образом все-таки доходят до зрителя.
- Как вы оцениваете уровень современной режиссуры?
Губительные процессы начались в начале 80-х, когда произошло, на мой взгляд, резкое посторенние репертуара, тематики произведений и прежде всего, резкое посторенние режиссуры. Приток молодых талантливых режиссеров, к сожалению, связан, прежде всего, с экономическими причинами. Власть денег гораздо хуже, чем власть прежней идеологии. Если раньше довольно легко можно было режиссеру, заканчивая ВГИК, дебютировать с полнометражной картиной в возрасте до 30 лет, то теперь это крайне сложно. Если и появляются молодые режиссеры, то это одиночки, а в одиночку кинематографию не сделаешь. Прорывы, как известно, происходили, когда приходило целое поколение, которое должно было отодвинуть, так скажем, режиссеров в возрасте. Ситуация изменится если это будет волна, а не появление новых 5-6 режиссеров.
- Можете охарактеризовать сегодняшнее состояние нашего кинематографа?
Самое главное несчастье российского кинематографа в том, что 20 лет назад был уничтожен «Главкинопрокат». Если в советские годы не окупалось 5 фильмов из 150, то теперь окупается 5 фильмов из 100. Проблема в том, что отпустили кинопрокат в свободное плавание, предоставив возможность заниматься им кому угодно. Государство практически самоустранилось. Деньги выделяются, в лучшем случае, только на производство фильмов, а продвижение, реклама, прокат – никого не интересуют. Мне кажется, в этом случае нужно учитывать опыт самых разных стран от Китая до Франции. В Китае, как и в Индии, кино продолжает приносить прибыль, потому что невероятно дешевыми остаются цены на билеты. У нас же сейчас средняя цена такая же, как в Америке – 7 долларов, хотя заработная плата явно не такая. Вторая проблема – не отрегулирована ситуация с нынешними прокатными компаниями. Государство должно откорректировать эту ситуацию, материально заинтересовав кинотеатры, чтобы они вставляли в репертуар российские фильмы. Как это, на мой взгляд, можно сделать? На данный момент доходы от продаж билетов делятся в соотношении 50/50 между владельцами кинотеатров и прокатными компаниями. В отношении российских картин владельцы могут работать с прокатчиком в соотношении 25/75, т.е. в таком случае конкретный владелец кинотеатра материально будет в этом заинтересован. А Франции, в свою очередь, после войны удалось противостоять потоку американских фильмов. Там никто не запрещает и не ограничивает прокат, просто владелец кинотеатра имеет право показывать что угодно, но с любого иностранного фильма, созданного без участия французских кинофирм, получает 10 процентов со всех сборов. Они поступают в национальный кинофонд – именно на эти деньги снимается большинство фильмов.
- Что для вас означает понятие «мусульманское кино»?
Невольно загоняем себя в узкие рамки, когда трактуем мусульманское кино только с точки зрения Ислама, обязательного наличия картин, героев, режиссеров из мусульманских стран. Мне кажется, это простое, не приносящее пользу понимание данного процесса. Гораздо точнее записан девиз: «Через диалог культур к культуре диалога» и в регламенте упомянуты другие общечеловеческие ценности, которые могут объединить людей. Было бы полезно отмечать картины, которые существуют на стыке разных религий, культур и призывают к взаимопониманию, толерантности, ищут точки соприкосновения.
Подготовила Алсу БАДАЕВА