В этом году Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет с 5 по 11 сентября. Уже сейчас можно сказать, что интерес к фестивалю не ослабевает, мероприятие становится авторитетной площадкой для деятелей Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, Австралии, материковых и островных государств Востока
В этом году Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет с 5 по 11 сентября. Уже сейчас можно сказать, что интерес к фестивалю не ослабевает, мероприятие становится авторитетной площадкой для деятелей Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, Австралии, материковых и островных государств Востока. После прошлогоднего скандала и для улучшения имиджа кинофестиваля, дирекция в этом году включила в отборочную комиссию представителя от мусульманкой общественности председателя Совета Улемов ДУМ РТ, проректора по учебной и научной работе Российского Исламского университета Рустама Батрова. Информационному агентству «Инфо Ислам» стало интересно, как теперь будут отбираться картины и не сведется ли его участие на казанском кинофестивале к формальностям.
Рустам Гаярович, как все-таки вы попали в отборочную комиссию?
Меня пригласил туда войти исполнительный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино Марат Давлетов. Видимо, в этом году, организаторы кинофестиваля решили прореагировать на прошлогодний скандал. Вне всяких сомнений, организаторы мусульманского кинофорума заинтересованы в том, чтобы он отражал свое название и не сопровождался инцидентами подобными прошлогоднему. Затем, на заседании оргкомитета в Кабинете министров РТ, был озвучен список членов отборочной комиссии, среди которых была названа и моя фамилия. Однако каких то документов в этой связи я не видел. Может, лишь потому, что это в данном случае лишнее.
Какими критериями вы будете руководствоваться при отборе фильмов?
Это же вопрос я задал организаторам организаторам: есть ли какие-нибудь критерии, по которым можно оценить, что соответствует концепции мусульманского кинофестиваля, а что нет. У них тоже четкой ясности на этот вопрос нет. Тогда я для себя сформулировал следующий подход к отбору фильма. Во-первых, необходимо исходить из того, что это мероприятие светское. Этот кинофестиваль не исламского кино, а мусульманского. В чем отличие таких вроде одинаковых понятий? На мой взгляд, исламское – это то, что делается полностью по канонам Ислама, это религиозный идеал, а мусульманское – это то, что отражает реальную жизнь мусульман со всеми ее нюансами и особенностями. Другими словами, если бы речь шла о фестивале исламского кино, тогда, скажем, фильм, где в кадре есть женщина без хиджаба просто недопустим и подобная картина не может принять в нем участие. Но в нашем случае речь идет все-таки о мусульманском кинофестивале.
Во-вторых, фильм не только не должен содержать хоть какие-то нотки исламофобии, а напротив отражать интересы мусульманской уммы и культуры. В принципе, это два главных критерия, которые я сформулировал для себя. Отмечу, что у меня нет каких-либо прав что-то там блокировать или налагать «вето» на ту или иную картину. Было лишь обещано предоставить нам возможность озвучить голос мусульманкой общественности при отборе фильмов. Но Марат Давлетов, исполнительный директор кинофорума, пообещал в случае разногласий с другими членами отборочной комиссии предпринимать все усилия до их полного исчерпания.
Не сведется ли ваше участие к каким-либо формальностям?
Я говорю вам все как есть. Но на формальное участие я не согласен, так как не вижу в этом смысла.
Сколько картин предстоит вам просмотреть и когда начнет работу отборочная комиссия?
Всего на кинофестивале ожидается около 500 кинокартин. Примерно 100 из них будут рассматриваться отборочной комиссией, кульминационный этап работы которой запланирован с 15 по 20 июля.
Беседовал Ахмад Халиков