Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Ручки в ажуре

Дата: 04.06.2010 Версия для печати
Ручки в ажуре

В просторной светлой комнате, прямо на полу, на мягких подушках, сидело несколько женщин, склонив головы к коленям так, что не было даже видно их лиц. Все они сосредоточенно выводили странные, но очень красивые узоры на своих кистях или ногах. Воздух ...

В просторной светлой комнате, прямо на полу, на мягких подушках, сидело несколько женщин, склонив головы к коленям так, что не было даже видно их лиц. Все они сосредоточенно выводили странные, но очень красивые узоры на своих кистях или ногах. Воздух был пропитан запахом ментола, эвкалипта и жженой травы. Я попала на мастер-класс по мехенди.

Несмотря на то, что традиция росписи частей тела хной появилась очень давно, в России проснулся практический интерес к рисункам хной сравнительно недавно. Принято считать, что у истоков этой традиции стоит Древний Египет, но за последние сотни лет древневосточное искусство росписи хной путешествовало по разным странам и континентам, видоизменялось в зависимости от обычаев и культуры разных народов.

Сегодня в Москве существует много прогрессивных салонов, предоставляющие услуги боди-арта или временной татуировки. Но, все-таки, учитывая, что рисунок хной корнями уходит глубоко в восточную культуру, и имеет определенную региональную структурную композицию, вряд ли его можно сравнить с пресловутой временной татуировкой.

В нашу среду рисунки хной просочились навеянными, скорее, индийскими мотивами – там эта процедура называется мехенди (менди), но многие забывают, что арабские женщины и по сей день точно так же придают большое значение этому искусству.

Спрос породил за собой предложение, и в исламской среде уже зарекомендовали себя мусульманки-художницы, мастера традиционной арабской росписи рук и ног хной. Маргарита молодая мусульманка, она оканчивает Архитектурный институт, а рисунок хной для нее не просто любимое занятие, но и дополнительный заработок.

Ас-салам алейкум, Марго, скажи, пожалуйста, а существует ли различие в рисунке, в зависимости от региона?

Марго: Ва алейкум ас-салам. Да, на самом деле разновидность рисунка имеет несколько стилей. Например, на Ближнем Востоке применяют стиль, который в большинстве своем содержит цветочные мотивы, напоминающие по своей структуре арабскую вышивку. В таком случае рисунок не имеет определенной схемы при нанесении. А в Северной Африке рисунки выполнены, как правило, в виде геометрических фигур и четко гармонируют с формой рук и ног.

Насколько я знаю, и в Индии роспись тела хной очень распространена. Чаще всего хной расписывают на свадьбах.

Марго: Перед церемонией все женщины собираются вместе и расписывают руки и ноги красивейшими узорами, но особое внимание они уделяют невесте. «Ночь мехенди» несет громадный смысл: более восьми - десяти часов родственники рисуют узоры, общаются, ближе знакомятся. На арабских свадьбах, как правило, очень масштабных, руки разрисовывают все замужние женщины обязательно, а молодые девушки ни в коем случае. Если мужчина станет приглядывать себе скромную невесту, то по рукам он поймет замужем женщина или нет. Сама виновница торжества, молодая жена, освобождается от домашних хлопот на время, пока рисунок не смоется.

Да, также ведь считается, что чем сложнее, интереснее и красивее будет сам рисунок, тем безоблачнее и счастливее будет жизнь молодоженов. А индусы иногда в рисунок невесте вплетают инициалы жениха, которые он должен найти на руках избранницы. А какой еще смысл вкладывают в рисунки?

Марго: Бедуины, например, очень часто просто макают кисти рук и ступни в раствор хны, ведь хна полезна для кожи: охлаждает и питает, защищает кожу и омолаживает. Также принято считать, что хна обладает антисептическим свойством. В традиционных рисунках можно наблюдать особенность: закрашивание подушечек пальцев. Это связано с тем, что людям часто приходится заниматься земледелием. В зависимости от народных суеверий каждый рисунок может нести свою смысловую нагрузку, индусы часто так же изображают свои религиозные символы. На свадьбы, к слову сказать, и жениху иногда рисуют небольшой по площади элемент на ладонь, но арабы-мужчины это не практикуют.

Расскажи, пожалуйста, про цвет, как конечный результат?

Марго: Хна-паста, когда только наносишь узор, ложиться с зеленоватым оттенком, подсыхает до черного цвета и отпадает сама. Рисунок лучше не мочить несколько часов. Первые сутки цвет, прокрасивший кожу, напоминает йод, до того он оранжевый, на второй же день становится коричневым. Что бы цвет был насыщеннее надо ухаживать, увлажнять рисунок маслами. Через две недели он поблекнет совсем, вместе с ороговевшей кожей отходит постепенно. И тогда можно рисовать что-то новенькое.

А как российская мусульманка увлеклась таким видом искусства?

Марго: Я случайно увидела женщину с рисунком на руках. И первое, что меня заинтересовало - можно ли такие узоры наносить по Шариату? И как потом делать омовение? Стала находить информацию, читать. Так и увлеклась. Рисовать училась сама, но это совсем несложно: достаточно элементарных художественных навыков и богатого воображения.

Трудно было научиться?

Марго: Трудно было первый раз правильно сварить раствор из хны, а рисовать, так как я много рисую подолгу выбранного образования, то для меня это не было трудным. Потом я нашла готовую специальную пасту, подсмотрела традиционные узоры в интернете. Там же заявила о себе, создала группу. На удивление откликнулось много желающих, у меня появились постоянные клиенты, появились ученицы. Это все мне кажется таким интересным и удивительным.

К слову сказать, омовение считается действительным, потому что хна окрашивает кожу, и не создает никакой водонепроницаемой пленки на ней. Во времена Пророка (с) активно использовали хну для окрашивания волос, а женщины красили хной ногти. Так, в хадисе Ат-Тирмизи Ум Салама передает: « При жизни Пророка Мухаммада (с) не было ни царапины, ни раны, на которую не наносили хну бы в целебных целях».

Марго: Ученые-мусульмане вывели постановление об использовании хны. Они сочли желательным и рекомендуемым для женщин наносить хну на руки и ноги, поскольку это было доисламской практикой, которую принял Ислам. Это очень рекомендуется замужней женщине, если ее мужу это нравится.. В нынешнее время в категорию украшения попадают косметика или макияж, и жена будет вознаграждена за их использование, если ее намерением было понравиться мужу, и если она украшала себя для него при условии, что это не вредно и она с этим не переусердствовала. А на эту тему существует еще такой хадис от Айши: «Одна женщина протянула письмо Посланнику, (с), через покрывало. Он схватил ее за руку и сказал: "Я не знаю, мужская это рука или женская?" Женщина ответила: "Это женская рука". Затем Пророк (с) сказал: "Если бы ты была женщиной, то изменила бы свои руки (т.е. нанесла бы хну)» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи).

Хорошо, с этим понятно. Ты, наверное, испробовала все возможные орнаменты на себе, потом постепенно стала рисовать на знакомых… А как родственники и муж приняли твое увлечение?

Марго: Моему мужу нравится, он считает это женственным и красивым. Остальные некоторое время приглядывались с расстояния. Но, когда все переросло из интереса в хобби, приносящее к тому же и заработок, все стали по-другому на это смотреть.

Ты, кажется, работала уже где-то в салоне?

Марго: Да я работала в салоне почти год, мини-студия имела непосредственное отношение к индийскому магазину. Но работа по графику отвлекает от семьи, приходится уходить из дома. Но так сформировалась моя клиентская база, поначалу я рисовала на шеях, спинах и традиционные индийские узоры. Мусульманки стали ко мне приходить после того, как я начала рисовать дома. Теперь рисую и для никяха. Можно сказать, что это основная масса заказов.

Спасибо тебе огромное за возможность приобщиться к восточной эстетике и красоте, я сейчас тоже хочу попробовать нарисовать небольшой цветочек на своей руке, под твоим чутким руководством.

Марго: Спасибо и тебе, что пришла. Конечно, давай попробуем.

Насима БОКОВА, журнал "Мусульманка"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф